скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Аюрведическое Питание

Когда, что и сколько есть

Видео


Когда, что и сколько есть  

КОГДА ЕСТЬ 


режим в аюрведе - когда сколько и гдеГлавный критерий здесь - чувство голода. Но если «подводит» желудок, «сосет» под ложечкой, это еще не голод. Скорее всего, перед этим желудок был переполнен, «привык» к наполненному состоянию, а тут немного разгрузился и своими спазмами взывает: «Хочу!». Подобную картину мы видим и у тех, кто ест понемногу, но часто - желудок у них постоянно находится в работе и не терпит пустоты. Но это потребность желудка и перевозбужденного центра аппетита, а не тела.

Тело о голоде заявляет по-другому. При одной мысли даже о непривлекательной пище появляется сладкая слюна и есть хочет не столько желудок (хотя и он может давать о себе знать), сколько язык. Некоторые различают истинный голод по общей слабости и некоторой зябкости. Однако чтобы распознать эти признаки голода, не спутать их со сходными, но вызванными другими причинами ощущениями, требуется опыт. К тому же у здоровых, дружащих с физкультурой людей слабость при голоде может не возникать.

Надежным критерием может быть появляющееся желание съесть, допустим, кусочек черствого черного хлеба (его можно представлять мысленно). Разумеется, любителям черствого хлеба лучше взять за основу что-нибудь другое.

Люди с пониженной желудочной секрецией могут сокрушенно покачать головой: «Нет, это не для нас. И так нет аппетита, приходится всячески его подстегивать. На простой хлеб и смотреть не хочется... ». Да, не хочется, потому что они стремятся искусственно вызвать аппетит, между тем речь у нас идет о голоде. Но можно пропустить одну еду, или две, или даже поголодать денек - и, смею вас уверить, кусочек хлеба покажется амброзией*. Голод, как говорится, не тетка!

* Этого может не произойти, если организм сильно зашлакован и начавшиеся процессы очистки "втянут'' все наши системы в голод. В этом случае, наверное, надо не обращать на происходящее особого внимания, поставить клизму и продолжать обычную деятельность. Самое позднее к вечеру второго дня голод придет.

ЗАВТРАКИ, ОБЕДЫ, УЖИНЫ

В первую половину дня, до полудня, энергетика человека не настроена на переваривание - организм расходует съеденное минувшим днем. Расхожая пословица: «Завтрак съешь сам, обед раздели с соседом, ужин отдай врагу», не отвечает действительности. Кстати, она не соответствует и народным традициям. Когда это крестьянин, отправляясь в четыре утра в поле, сытно ел? Утром наскоро перекусывали, обед в поле - хлеб с салом, и только поздно вечером, после работы, вся семья по- настоящему садилась за стол.

С утра в обычных условиях и не хочется есть, если только накануне человек не излишествовал. Понятно, когда весь день кушают с небольшими перерывами или плотно ужинают перед самым сном, на следующее утро желудок заводит свое «хочу», иногда еще в постели. Но мы уже договорились, что к желудку особо прислушиваться не стоит.

В большинстве же случаев люди завтракают по привычке, в твердом убеждении, что «надо». Организм, конечно, к этому привыкает и как-то приспосабливается, хотя и не без ущерба для себя.

По учению йогов (разделяемому, кстати, и Брэггом, и Шелтопом, и Уоккером, и многими другими) утром, примерно до полудня, в организме преобладает кислотная реакция. Учитывая вместе с тем, что и энергетически организм не настроен на обильную еду (исключая, разумеется, лиц, занятых тяжелым физическим трудом, а также молодоженов), становится понятным, почему эти диетологи рекомендуют либо вообще не завтракать, либо обходиться чем-нибудь малокалорийным и ощелачивающим.

Вот возможные варианты завтраков: - фруктовые соки; - фрукты; - компот из сухофруктов (сухофрукты с вечера заливают холодной водой, к утру получается великолепный компот); - настой шиповника или травяной чай с медом (но это не каждый день); - молочнокислые продукты - кефир, простокваша, йогурт и т.д., можно с фруктами или ягодами; ' - ягоды (клубника, малина, смородина и т. д.), можно с 1 - 2 ст. л. сливок или сметаны.
Сегодня -- одно, завтра - другое, по желанию. Обедать же лучше не раньше полудня. К этому времени организм обычно бывает настроен на поступление энергии, о чем и говорит проснувшийся голод. Впрочем, проголодаться человек может и в два, и в три часа - это совершенно нормально. Многие из тех, кто ест раз в день, отмечают, что настоящий голод развивается часам к пяти. Но если подлинный голод возник, его желательно утолить.

Итак, обед. В это время среда в организме преимущественно нейтральная, телу нужна энергия, и наиболее подходящей будет достаточно «существенная» пища с преобладанием щелочных начал. Вспомним, что идеальные источники энергии - углеводы и жиры. (Пускать «на топливо» белки просто неразумно, слишком дорого это обходится организму).

Обед поэтому состоит обычно из сырых и (или) вареных овощей и какого-либо крахмалистого блюда - каши, картофеля, хлеба и т. д. В каши и вареные овощи добавляют сливочное, топленое или подсолнечное масло, в салаты - немного растительного или сметану, сливки, кефир. Практически ни одна трапеза не обходится также без зелени - свежей или сушеной.

Через 4 - 5 часов после обеда при желании можно устроить легкий полдник - выпить стакан- другой сока или поесть фруктов или ягод. В принципе, если очень хочется, допускаются и стакан травяного чая или ненатурального кофе с бутербродом, или винегрет с хлебом, но еда должна быть необременительной. Лучше всего - соки или фрукты.

И, наконец, ужин - в семь, восемь или даже девять вечера, но не менее чем за час (а лучше за два часа) до сна. Вечером в организме преобладает щелочная реакция, и некоторые диетологи советуют ужинать чем-нибудь белковым - орехами, творогом, чечевицей или фасолью и т. п. На мой взгляд, подобное меню можно рекомендовать на время отвыкания от преимущественно мясной пищи, но постоянно так питаться, пожалуй, не стоит. Ведь белков взрослому требуется не так уж много. Поэтому на ужин остаются те же углеводы и жиры, что и на обед - салат и вареные овощи с хлебом либо каши (в хлебе, кстати, содержится и очень много белков).

И не надо здесь особо ломать голову. Правильнее всего есть все, что хочется, следя лишь за сочетанием продуктов и не допуская «вредностей».

Вообще, следует больше доверять своему телу, оно всегда подскажет, чего ему не хватает, если, конечно, не закармливать его неестественными продуктами. Ведь человек, как и животные, отлично чувствует, какая пища для него в данный момент предпочтительна. Обманывает обычно только язык, если предложенное ему кушанье не существует в природе. Эволюция еще не успела приспособить нас к тортам, пирожным и бутербродам с колбасой, выработать к ним врожденное отвращение. Зато при натуральной пище избирательность бывает просто изумительной. Вспомните, как часто хочется чего-то вполне определенного - яблоко, или апельсин, или кашу, которую не делали уже целый месяц. Значит, телу нужны какие-то вещества, содержащиеся именно в этих продуктах.

Правда, насчет количества съеденного и периодичности еды организм может подводить. Ведь человек никогда не жил в условиях такого изобилия, и природа не предусмотрела соответствующих ограничителей. Напротив, в целях выживания генетически заложено при возможности наедаться с избытком. Сейчас от обжорства человека спасает только то, что он все-таки разумный и способен управлять своими желаниями.
В этом вопросе диетологи единодушны - вставать из-за стола надо с чувством, что можно было бы съесть чуть-чуть еще. Как и при оценке истинности голода, критерием здесь может быть реальный или воображаемый кусочек черствого хлеба. Пока сохраняется желание его съесть, трапезу можно смело продолжать. Когда же черствый хлеб перестанет вызывать аппетит, еду пора заканчивать.

Впрочем, при идеальной пище - сырых и вареных овощах без соли, кашах на воде без соли и приправ на подобные хитрости можно не пускаться. По достижении такого совершенства главным ограничителем выступает чувство тяжести после еды. То есть вставать из-за стола положено с ощущением легкости и готовности выполнить любую работу.

О РЕЖИМЕ


Если человек связан производственным распорядком, то время хотя бы одного приема пищи обычно бывает строго определено. В этом случае регулярность желательно более-менее поддерживать, того требует физиология.

Дело в том, что на человека огромное влияние оказывают суточные ритмы. И если сегодня в час дня съедена картошка с маслом, то завтра точно к часу формируется так называемая реакция ожидания: заранее синтезируются необходимые пищеварительные ферменты, рассчитанные именно на картофель и масло. Ведь синтез - достаточно большая нагрузка, и организму выгодно подготовиться к еде заранее. И если на следующий день пообедать в то же время, пусть не картошкой, но чем-нибудь крахмалистым, то съеденное будет усвоено наилучшим образом и с минимальными дополнительными энергозатратами.

Правда, за первые 24 часа реакция ожидания только начнет формироваться, хотя и будет уже вполне заметной. Если же продолжать в то же время принимать пищу аналогичного состава, реакция закрепится, и сила ее проявления значительно возрастет. Когда реакция сформировалась, организм ожидает привычную пищу чуть больше часа, захватывая небольшие интервалы до и после условленного времени. Если же при сложившемся режиме поесть раньше, или позже, или пищу другого состава (это особенно относится к белкам, которые требуют для расщепления очень специфического набора ферментов), то организму потребуется дополнительная энергия на производство нужных соков.

Почему после еды частенько клонит в сон? Потому, что энергия, требуемая на пищеварение, отвлекается от других систем. И если ее не хватает, приходится экономить, а один из самых экономных видов деятельности - сон.

Правда, сонливость после трапезы бывает и при «грязных» энергетических каналах, а также после чересчур обильной еды (что тоже вполне понятно). Обычно за 2-3, а тем более 4 дня организм привыкает к регулярности*, и се сбой бывает порой довольно чувствительным. Но не всегда.

* Реакция ожидания формируется при любых периодических воздействиях. Ежедневных, через день, раз в три дня... Например, человек еженедельно в выходные дни празднует - и за несколько недель устанавливается соответствующий физиологический ритм. То же относится и к периодическому голоданию, периодическим нагрузкам и т.д. Правда, к цир- кадным (суточным) ритмам привыкание происходит быстрее.

К счастью, помимо приема пищи немало значат и другие факторы. Так, сильные эмоциональные переживания, напряженная умственная деятельность и прочие стрессовые воздействия тормозят формирование и проявление реакции ожидания.

Важная весть, например, запросто может заставить забыть о приближающемся обеде. Сильные чувства вызовут торможение других участков нервной системы, собьется подготовка к трапезе, не будут синтезированы нужные ферменты, не возникнет и голода. И нельзя сказать, что это плохо.

В известной мере подготовкой организма (и реакцией ожидания) можно управлять сознательно, заранее настраиваясь на ту или иную еду (или на голод!). В этом, кстати, и кроется секрет того, что опытным людям есть на голоде совсем не хочется. Мозг привыкшего к голоданию человека накануне дает установку: «Завтра я не ем!» И тело послушнопереключается на очищение. Пищеварительные
органы успокаиваются, и голод не возникает.

 И, наоборот, предвкушая вкусную еду, можно настроить организм на пищу даже в неурочное время.
Помимо эмоций и сознательных установок, на проявление реакции ожидания влияют также физические нагрузки, жара, холод, усталость, болезни и многое, многое другое. В конечном счете готовность организма к приему пищи всегда выражается чувством голода.

Когда не хочется есть (при болезни, например), делать этого просто не стоит, иначе организму будет нанесен несомненный вред. И не беда, если даже во время «положенного» обеда нет аппетита - нет, и не надо, когда телу понадобится пища, голод подскажет. Но, конечно, природное чувство голода должно поддерживаться в «рабочем состоянии», не извращаться сладостями, частой едой или систематическим игнорированием. Тогда при сложившемся режиме оно будет возникать само собой незадолго до назначенного часа.  


1. Алтымышев А. А., Корчубеков Б. К. Что мы
знаем о мумие (Архар-Таш): Науч.-попул. очерк — 3-е изд. — М.: Комитет космонавтики, 1989.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Березин И. Запор // Твое здоровье, 1990. № 8
4. Бирхер-Беннер М. Основы лечения питанием на началах энергетики / Пер. с нем. — С.-Петербург, Типогр. Главного Управления, 1914.
5. Борбели А. Тайны сна. / Пер. с нем. — М:Знание, 1989.
6. Брэгг П. Чудо голодания / Пер. с англ. — М.: Мол. Гвардия, 1989.
7. Брэгг П. Нервная сила: Лечение без лекарств / Пер с англ. — М.: МНПП "Трест", "Пларибус",
1990.
8. Бхагавад-Гита как она есть. — Москва — Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1984.
9. Василаки А. Ф., Грава Д. И., Михайлов В. G. Резервы растительной пищи. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1984.
10. Васильев Т. Э. Начала Хатха-йоги. — М.:Прометей, 1990.
11. Васильева 3. А., Люблинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 1984.
12. Войтович Т. А. Исцели самого себя: О лечебном голодании в вопросах и ответах. — Минск: Беларусь, 1988.
13. Джарвис Д. С. Мед и другие естественные продукты. Народная медицина. — М.: СП "Норд", 1990.
14. Дж. Осава (Кионти Сакурадзава) Макробиотический дзен или Искусство омоложения и долголетия.
Париж: Философское книжное издательство, 1974.
15. Дильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. — М.: Знание, 1986.
16. Здоровый, богатый, мудрый: Великолепные рецепты ведической кухни / Сборник по материалам изд. "БЕТ".—М., 1988.
17. Зеленкова О. К. Я никого не ем. (365 вегетарианских
меню по временам года) — Петроград : «Новое время», 4-е изд.
18. Зефирова Г. С, Минкин С. А. Диета в лечении сахарного диабета // Твое здоровье, 1990. №6.
19. Ибн Сина. Трактат по гигиене: Устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления
различных ошибок в режиме / Пер. с араб. —Ташкент: «Фан», 1880.
20. Иванченко В. А. Секреты вашей бодрости. — М.: Знание, 1988.
21. Йог Рамачарака. Хатха-йога. — Спб.:«Новый человек», 1913.
22. Караваев В. В. Руководство по профилактике и оздоровлению организма. М.,1976.
23. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... / Пер. с англ. — М.: Беларусь,
1990.
24. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья») / Пер. с санскр. — М.: Наука, 1992.
25. Литвина И. И. Три пользы. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
26. Лопухин Ю. М. С пациентом — против атеросклероза// Наука и жизнь, 1990. №№ 4,5.
27. Люблимская Е. Возвращение макробиотики // Наука и религия, 1990. №№ 9-11.
28. Михайлов В. С, Трушкина Л. А. Еда — дело серьезное. — М.: Молодая Гвардия, 1988.
29. Николаев Ю. С, Нилов Е. И. Простые и полезные истины. М.: Физкультура и спорт, 1985.
30. Николаев Ю. С, Нилов Е. И., Черкасов В. Г. Голодание ради здоровья.— М.: Сов. Россия, 1988.
31. Пахомов Г. Н., Дедеян С. Л. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми. — М.: Медицина.1987.
32. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. — Красноярск: Красноярское книж. изд., 1988.
33. Сапин Н. П., Билич Г. Л. Анатомия человека. — М.: Высшая школа, 1989.
34. Свами Шри Юктешвар. Святая наука. — Ранчи, Индия, 1963, рукопись.
35. Соколов О. Нитраты — под строгий контроль// Наука и жизнь, 1988. № 8.
36. Соколов П. П. Концепция времени и здоровья // Твое здоровье, 1989, № 3.
37. Стелко В., Бутылин Ю. Болезни цивилизации лечит уголь // Наука и жизнь, 1986, № 12.
38. Суворин А. Метода Суворина: Лечение голоданием / Практика голодания / — Белград: «Новый человек», 1931.
39. Товароведение продовольственных товаров /
И. Е. Кононенко и другие / — Киев: Вища шк.,
1987.
40. Уголев А. М. Новая теория питания // Наука и жизнь, 1986. №8, 9.
41. Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1. Кн. 1. Бхагавадгита. / Пер. с санскр. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: «Ылым», 1978.
42. Химический состав пищевых продуктов / п/р А. А. Покровского/—М.: Пищевая пром., 1976.
43. Химический состав пищевых продуктов / п/р
М. Ф. Нестерина и И. М. Скурихина /— М.: Пищевая пром., 1979.
44. «Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской
культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д. В. Дашиева, С. М. Николаева. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.
45. Эвенштейн 3. М. Популярная диетология. — М.: Экономика, 1990.
46. Яковлев Т. Н. Лечебно-профилактическая
витаминология. — Л.: Медицина, 1981.
47. Яппо Т. А. Холестерин в продуктах. Сколько его надо

Статьи по теме 

 


Форума по теме



Источник: Ар Эддар "Трактат о питании


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Аюрведическое Питание | Добавил: thai (02.09.2010) | Автор: Ульянов Юрий
Просмотров: 6290 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: режим питания
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх