скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Аюрведическое Питание

Лучшая из всех диет

Видео


Лучшая из всех диет

ДиетаКакая пища наиболее подходит для человека? Не будем спешить с ответом, обратимся к фактам. 
 
Далекий предок человека, судя по всему, питался злаками и сочными овощами. Об этом свидетельствует строение желудочно-кишечного тракта и некоторые косвенные признаки. Рассмотрим их. 
 
Начнем со сравнения зубов. У хищников мы видим большие, длинные и острые клыки, слаборазвитые резцы и заостренные коренные зубы, не соприкасающиеся при сомкнутых челюстях. То есть зубы наилучшим образом приспособлены для того, чтобы схватить, удержать и разорвать добычу и при пережевывании разрезать пищу, а не дробить или растирать ее. 
 
У травоядных животных отличные острые резцы, недоразвитые клыки (иногда клыки отсутствуют) и плоские коренные зубы. Причем коренные зубы покрыты эмалью только по бокам и отрастают по мере истирания на протяжении всей жизни. Это идеальный механизм для обрывания (срезания) растительности и длительного ее перемалывания. 
 
У животных, питающихся преимущественно плодами, хорошие острые резцы, немного притуп-' ленные клыки, слегка возвышающиеся над остальными зубами, и плоские коренные зубы, покрытые эмалью со всех сторон и соприкасающиеся при сомкнутых челюстях. 
 
У всеядных животных (например, у медведя) мы находим острые резцы, как у травоядных и плодоядных 1, хорошо развитые клыки, как у хищников, и коренные зубы двух видов - заостренные и с плоской вершиной. 
 
К какому же классу следует отнести человека с его острыми резцами, плоскими коренными зубами и небольшими притупленными клыками? 
 
Пойдем дальше. Слюнные железы у хищников слабо развиты, слюна у них кислая и не содержит" ферментов, расщепляющих крахмалы. У всех же растительноядных, включая человека, слюнные железы развиты хорошо, слюна щелочная и содержит соответствующие ферменты. 
 
Желудок плотоядных небольшой, круглый, не приспособленный для длительного переваривания. Желудочный сок очень кислый, способный растворять мышцы, кожу и кости. У чисто травоядных животных желудок большой, многокамерный, обеспечивающий брожение растительных масс. Желудочный сок примерно в 10 раз более слабый, чем у хищников. 
 
Плодоядные, в том числе человек обладают однокамерным желудком среднего размера характерной грушеобразной формы с относительно слабым (по сравнению с хищниками) желудочным соком. 
 
Длина пищеварительного тракта ото рта до заднего прохода у хищников примерно в 3 раза превышает длину тела. Плотоядным не нужен длинный кишечник, более того, в случае значительной длины он стал бы источником самоотравления. Мясо хорошо переваривается очень крепким желудочным соком, питательные вещества моментально всасываются, а отходы должны быть как можно скорее удалены, так как они быстро загнивают. 
 
У травоядных же кишечник в 20-28 раз длиннее тела, у плодоядных - в 6-10 раз. У человека пищеварительный тракт почти в 8 раз превосходит длину туловища (ноги, как и у животных, в расчет не принимаются). 
 
У хищников нет пор на коже (вспомните собаку, которая для охлаждения часто дышит, высунув язык). Напротив, растительноядные имеют многочисленные поры, играющие видную роль в терморегуляции. 
 
Хищники обладают когтями. У растительноядных когтей нет. 
 
Учитель знаменитого Парамахамсы Йогананды Свами Шри Юктешвар Гири в своей книге "Святая наука" (Ранчи, Индия, 1963) пишет: "плотоядные животные испытывают восторг при виде мяса и с удовольствием пьют кровь; наоборот, травоядные и плодоядные отказываются от своей естественной пищи, если на ней имеются следы крови. Подобно им, человек испытывает отвращение при виде убитых животных; вид сырого мяса и его запах не доставляют ему удовольствия. Мясо, для того чтобы стать приемлемым для пищи, должно пройти длительную обработку, и к нему всегда добавляют относительно большое количество соли, специй и других приправ. Наоборот, вид фруктов всегда доставляет человеку радость; различные корнеплоды и злаки имеют хотя и слабый, но приятный для человека вкус и запах даже в неприготовленном виде..." 
 
Сравнительные исследования характера обмена также подтверждают, что человек изначально был растительноядным. Но в этом, наверное, никто из ученых и не сомневается. 
 
Загвоздка возникает, когда раздаются призывы сегодняшнему человеку перейти к вегетарианству. Давайте попробуем оценить достоинства и недостатки мясной и растительной пищи. 
 
Если смотреть с точки зрения выживания, то мясная пища отлично подходит для живых существ, если, конечно, они в состоянии ее переварить. Жвачные животные не в состоянии, и корову или овцу никакими силами не заставишь отведать отбивную, как ее ни приготовь. А вот обезьян, случалось, приучали в неволе есть мясное. И даже выпущенные на свободу, эти обезьяны при недостатке естественной пищи исхитрялись охотиться на крыс и других мелких животных. Так же и человек, чтобы выжить, приспособился охотиться, а потом и обзавелся собственными стадами. Ну и, как подобает Царю Природы, научился придавать своим подданным, попавшим на стол, аппетитный вид с помощью огня и трав.
 
Так что мясоедение, определенно, было прогрессивным шагом. Ф. Энгельс даже высказал предположение, что именно мясная пища обеспечила развитие головного мозга, снабдив его необходимыми питательными веществами. Но проверить это затруднительно, да и сама версия о происхождении человека от обезьяны даже в научных кругах теперь ставится под сомнение. 
 
В мясе содержатся все необходимые человеку вещества. Можно жить, питаясь одним лишь мясом, оставаясь внешне здоровым и сильным, что видно на примере некоторых северных народностей. 
 
Но одно дело - выжить, а другое - жить долго. Общепризнанно, что избыток животной пищи пагубно влияет на здоровье. Преждевременно изнашиваются внутренние органы, накапливаются генетические ошибки, тело переполняется шлаками (которые у горожанина, конечно, не могут так эффективно сгорать и выводиться, как у ненца или эскимоса, занятых тяжелым трудом в суровом климате), и организм быстро стареет, обремененный многочисленными болезнями. Впрочем, нации, питающиеся преимущественно мясом, даже при самой здоровой в остальных вопросах жизни тоже не славятся долгожителями. 
 
На эту тему проводились и проводятся многочисленные исследования, выпускаются труды. Установлено, что вегетарианцы на 90-97 процентов меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем мясоеды. Значительно реже они заболевают раком. Ролл Рассел в заметках о происхождении рака пишет: "Я исследовал 25 наций, питающихся в основном мясом, и у 19 из них обнаружил высокий процент раковых заболеваний, в то время как среди 35 наций, не питающихся мясом или мало его употребляющих, не было ни одной, где процент заболевания раком был бы значительным". ([16]›››, с. 8). Выявлена несомненная связь между злоупотреблением мясным и заболеваниями подагрой, артритом, ревматизмом и т. д. и т. п. Так что много мяса определенно есть вредно. 
 
А сколько не вредно? По нормам Института питания, например, для лиц умственного труда - 100- 150 г в день, плюс 1 яйцо, плюс 400-500 г молока и кисломолочных продуктов. Академик Н. Амосов (см. [2]›››) очень осторожно, под вопросом, называет цифру 50 граммов. Некоторые учителя советуют людям, проживающим в холодном климате и не занимающимся серьезно йогой, есть мясо не чаще трех раз в неделю (до 50 лет), а в более пожилом возрасте - 1 -2 раза в неделю. 
 
Так что если рассматривать категорию физического здоровья, то немного мяса, пожалуй, не вредно, но только немного. 
 
Бирхер-Беннер в [4]››› описывает любопытный эксперимент, проведенный профессором Баелзом из Токио. Баелз нанял двух рикш в возрасте 22 и 25 лет. Ежедневно на протяжении трех недель они должны были пробегать по 40 км, везя в своей тележке человека весом 80 кг. 
 
Рикши вволю ели пищу, богатую углеводами, но содержащую очень мало белка - рис, картофель, ячмень и т. д., и отлично справлялись со своими обязанностями. 
 
Через две недели их взвесили. Все первого остался неизменным, второй прибавил полфунта. Тогда их стали бесплатно кормить мясом, которое они обычно не покупали из-за дороговизны. Рикши с удовольствием принялись за мясное, но через три дня отказались от него, так как стали сильно уставать. 
 

1 Раньше даже существовала изощренная казнь - человека двадцать с небольшим дней кормили одним лишь вареным мясом. В теле начинались гнилостные процессы, и приговоренный довольно тяжело умирал. 

С переходом на растительную пищу их силы быстро восстановились, и эксперимент был успешно завершен. Вес первого рикши остался прежним, второй прибавил еще немногим менее полуфунта. 
 
Этот эксперимент лишь подтверждает, что распространенное мнение о том, будто без мяса нет силы, не более, чем предрассудок. Некоторые мои знакомые, чистые вегетарианцы, обладают немалой мощью, часто даже при внешней худощавости. В индийской сборной по тяжелой атлетике (!) половина спортсменов - вегетарианцы (представьте себе мышечную массу штангистов, их нагрузки!). Наконец, вспомним легендарный Шаолинь, готовивший выдающихся мастеров у-шу. Его монахов тоже слабыми не назовешь. Они, кстати, опровергают и мнение о том, что мясная пища увеличивает реакцию, а растительная замедляет. Их сложившийся на протяжении веков рацион сводится к некоторым овощам, злакам, многочисленным травам и кореньям. Устав Шаолиня предписывает полный отказ от животной пищи и умеренность в еде. Даже хлеб там считается нежелательным (и не без оснований). 
 
Доктор Ирвинг Фишер из Уэльского университета исследовал выносливость лиц, употребляющих мясо, и вегетарианцев (самых обычных людей, не атлетов и не йогов). Эксперименты показали, что вегетарианцы в среднем вдвое выносливее мясоедов. Аналогичные данные получены и учеными других стран. Оказалось, например, что вегетарианцы восстанавливают силы в 5 раз быстрее, чем люди, питающиеся смешанной пищей (см. [16]›››, с. 12). 
 
Итак, со здоровьем вроде все ясно. Сложнее обстоит дело с эмоциональной и интеллектуальной сферами человеческой психики. В среднем мясоеды более вспыльчивы, агрессивны и неуравновешенны. Это вполне понятно, ведь мясо несет животную энергетику, на которую к тому же накладывает отпечаток насильственная смерть. 
 
Химик может улыбнуться, читая эти строки. Еще бы, ведь давно открыты и выделены возбуждающие компоненты мяса, зачем же говорить еще о каких- то энергиях? Но только с энергетических позиций можно объяснить все наблюдаемые явления. 
 
Экстрактивные вещества мяса, горечи редьки, кофеин кофе и чая являются концентратами раджа- са, гуны страсти, активности. Если поменять их энергию, изменится и химический состав, ведь они взаимосвязаны. Этим, кстати, и объясняются способность некоторых йогов и факиров пить соляную кислоту, негашеную известь и другие смертельные составы. После соответствующей энергетической обработки в желудке остаются уже почти безвредные вещества... 
 
Но вернемся к мясу. Мы уже говорили о глобальном подразделении влияющих на материальный мир энергий на три гуны - саттву, раджас и тамас. Первая несет чистоту помыслов, доброжелательность, легкость, спокойствие, возвышенность. Вторая - возбуждение, чувственные переживания - ревность, гнев, любовь (правда, не вселенскую), то есть все виды страстей, в том числе жажду деятельности. Наконец, энергия третьей гуны влечет инертность, тупость, невежество, лень, сонливость, слепую злобу. Свежее мясо, конечно, относится к раджасу с некоторой примесью тамаса - как раз из- за умерщвления животных. 
 
Вообще все натуральные, неиспорченные продукты содержат первоначально лишь энергии саттвы  и раджаса, тамаса в них мало1. Почти чистую
саттву несут большинство фруктов и ягод, нерезкая на вкус зелень, многие злаки (рис, гречка и др.), легкие сладости, не содержащие яиц. Много саттвы и в некоторых овощах, например, в капусте, сладком перце, а из подземных - в моркови и несколько меньше в свекле. Хотя и в перце, и в моркови, и в свекле раджаса тоже достаточно. 
 
Раджас, как уже говорилось, преобладает в животных продуктах, особенно в мясе, в возбуждающих овощах - в луке, хрене, редьке, редисе, репе, в специях. 
 
Тамас же появляется, когда продукты теряют присущие им саттву и раджас, а это происходит вскоре после остывания блюд. Смерть в агонии, естественно, тоже привносит эту энергию. Особенно много тамаса в подпорченной, подгнившей еде. 
 
Влияние различной пищи легко может уловить любой достаточно "чистый" человек. Особенно наглядно (иногда даже до боли наглядно) оно проявляется, если, скажем, после недели-другой питания саттвическими продуктами поесть, допустим, картофель с хлебом и с луком или с чесноком, или выпить кофе. 
 
Очень сильно действует пища и на детскую психику. Если ребенок с пеленок получает преимущественно саттву, из него вырастет если и не святой, то, по крайней мере, хороший человек. На тамаси- ческой же энергии можно воспитать злость, жажду к насилию и т.п. 
 
Все сказанное совершенно очевидно для тех, кто различает энергии. Но многие от этого далеки, а воздействие пищи проявляется достаточно тонко. Представьте себе приемник с плохой настройкой, принимающий сразу несколько станций. Тут и центральное вешание, и морзянка, и какие-то непонятные голоса... Так и обычный человек, не умеющий настраивать свои контуры, подвержен влиянию множества энергий. Повседневные заботы, очереди, конфликты на работе, домашние ссоры, рок-музыка и кинофильмы - вся эта мешанина практически заглушает более слабые сигналы. 
 
Любая пища, разумеется, влияет на человека (едим-то мы три, а то и четыре раза в день), но выделить и четко определить это влияние бывает нелегко. Животные и возбуждающие продукты еще больше раздувают страсти, препятствуя развитию высших чакр и не давая возможности разобраться в том, что происходит. Впрочем, для большинства людей, удовлетворенных своей судьбой и не стремящихся к высотам, подобная пища в умеренных количествах вполне приемлема, ее энергия будет что капля в океане их бурной жизни. 
 
Но на определенном этапе духовного роста и физического развития даже малые количества низших энергий бьют весьма ощутимо. На физическом плане это проявляется в том, что животная пища тут же засоряет энергетические каналы, препятствует нормальной циркуляции праны и на средних ступенях ученичества может даже вывести из строя энергетику занимающегося. Именно поэтому и йоги, и монахи Шаолиня столь тщательно следят за своим меню. 
 
Духовное развитие также обычно ассоциируется с вегетарианством. Вообще само слово "вегетарианец" вошло в обиход в 1842 году при образовании Британского общества вегетарианцев. Оно происходит от латинского "вегетус", что переводится как "крепкий", "полный сил", "бодрый", "деятельный". Основатели этого общества понима- 
 

1 Разумеется, тамас присутствует в растительном мире. Например, снотворные алкалоиды. Но для самих растений эти вещества тамасом не являются. 

ли под вегетарианством духовно и физически сбалансированную жизнь, основанную на высоких моральных принципах, а не только растительную диету. 
 
Не случайно практически все святые (не только христианские, но и в других религиях) были вегетарианцами. Более того, Хейли Милз пишет: "Для многих христиан камнем преткновения становится ошибочное убеждение в том, что Христос ел мясо, а также многочисленные ссылки на мясоедение в Новом Завете. Но при более тщательном изучении первичных греческих рукописей оказалось, что большинство слов, переведенных как "мясо" (trophe, brome и другие), означают просто пищу или питание в более широком смысле. Мясо по-гречески - kreas, и в связи с Христом оно нигде не упоминается. Нигде в Новом Завете нет прямой ссылки на то, что Христос ел мясо. Это согласуется со знаменитым пророчеством Исайи о приходе Христа: "Вот дева зачнет и родит сына, и назовут его именем Иммануил. Он будет есть масло и мед, так как будет знать, как избежать зла и выбрать добро" ([16]›››, с. 17). 
 
В индуизме, ламаизме и во многих других религиях высшие священнослужители едят исключительно растительную пищу. Впрочем. Индия - страна тропическая, и говорят, что среди населения вегетарианцев там почти 80 процентов. 
 
Мясоедение отрицательно сказывается и на оккультных способностях, особенно на стадии ученичества. Не случайно даже в полудиких племенах, в том числе питающихся преимущественно мясом, ученики колдунов обычно с самого начала обучения в принудительном порядке переводились на "подножный корм", Впрочем, им запрещались также сладости и некоторые растительные продукты. 
 
При духовном развитии обязательно открывается и морально-этическая сторона вопроса. Проблема выживания сейчас практически решена, и в нормальных условиях можно обойтись без ненужного уничтожения животных. Эта идея из века в век прослеживается у великих мыслителей. Еще Плутарх писал: "Не возникает ли у вас вопрос, почему Пифагор воздерживался от потребления мяса? Что касается меня, то я удивляюсь, что побудило человека впервые отведать крови и мяса мертвого животного: он сервировал стол закоченевшими трупами и осмелился называть пищей то, что недавно еще мычало, двигалось и жило... Мы ведь не львы или волки, поедающие мясо ради поддержания жизни, но забывая об этом, мы убиваем невинные, покорные существа, не обладающие когтями и зубами для защиты. Ради небольшого куска мяса мы лишаем их солнца - света жизни, на что они имеют естественное право по законам природы" ([16]›››, с. 15). 
 
Леонардо да Винчи писал: "Действительно, человек - царь над животными, так как по способности причинять насилие он превосходит их. Придет время, и люди взглянут на убийцу животного так же, как теперь смотрят на убийцу человека". (Там же). 
 
Иногда рассуждают: "Да, жалко животных. Ведь они чувствуют, что их ведут убивать, и так стонут, и такие у них глаза... Но ведь растения тоже живые! Им тоже больно!" 
 
Да, растения тоже живые, и если по-варварски с ними обращаться, то им становится плохо. Ни один йог никогда просто так, без причины, не сорвет ветку или листок. 
 
Однако растения устроены иначе, нежели животные, и жизнь у них совсем другая. При любовном, бережном отношении они часто не возражают, чтобы ими воспользовались. Более того, в заброшенных садах, огородах они буквально просят, чтобы к ним подошли, позаботились, собрали урожай. А вот животные возражают... 
 
Живя на Земле и имея материальное тело со своими потребностями, человек имеет право убивать животных для пропитания. Это дозволяется ему Природой. Однако если он убивает не для еды и одежды, а лишь ради удовольствия, то он расплачивается за это, продвигая убитую сущность за счет своей кармы. 
 
Йоги, святые и другие духовно развитые люди из любви ко всему живому отказываются от убойной пищи, не желая преумножать страдания. 
 
Конечно, растительная диета с точки зрения мясоеда обладает существенными недостатками. Еда может казаться не такой вкусной (но это как приготовить!) и не такой сытной. (Люди, живущие на энергии мяса, часто очень болезненно переносят его отсутствие. Это привычка, подобная привычке курить или употреблять наркотики. При желании отучить себя может каждый1). Но ведь никто не говорит о том, что надо обязательно отказаться от мяса. Мы выяснили, что вегетарианство желательно лишь для духовного продвижения или развития энергетических возможностей и оккультных способностей, а также для тех, кто следит за своим телом и стремится избежать дряхлости. Обычные же люди вполне могут употреблять немного мяса, оставаясь при этом вполне здоровыми и без существенного ущерба для долголетия.
 

 
1. Алтымышев А. А., Корчубеков Б. К. Что мы
знаем о мумие (Архар-Таш): Науч.-попул. очерк — 3-е изд. — М.: Комитет космонавтики, 1989.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Березин И. Запор // Твое здоровье, 1990. № 8
4. Бирхер-Беннер М. Основы лечения питанием на началах энергетики / Пер. с нем. — С.-Петербург, Типогр. Главного Управления, 1914.
5. Борбели А. Тайны сна. / Пер. с нем. — М:Знание, 1989.
6. Брэгг П. Чудо голодания / Пер. с англ. — М.: Мол. Гвардия, 1989.
7. Брэгг П. Нервная сила: Лечение без лекарств / Пер с англ. — М.: МНПП "Трест", "Пларибус",
1990.
8. Бхагавад-Гита как она есть. — Москва — Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1984.
9. Василаки А. Ф., Грава Д. И., Михайлов В. G. Резервы растительной пищи. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1984.
10. Васильев Т. Э. Начала Хатха-йоги. — М.:Прометей, 1990.
11. Васильева 3. А., Люблинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 1984.
12. Войтович Т. А. Исцели самого себя: О лечебном голодании в вопросах и ответах. — Минск: Беларусь, 1988.
13. Джарвис Д. С. Мед и другие естественные продукты. Народная медицина. — М.: СП "Норд", 1990.
14. Дж. Осава (Кионти Сакурадзава) Макробиотический дзен или Искусство омоложения и долголетия.
Париж: Философское книжное издательство, 1974.
15. Дильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. — М.: Знание, 1986.
16. Здоровый, богатый, мудрый: Великолепные рецепты ведической кухни / Сборник по материалам изд. "БЕТ".—М., 1988.
17. Зеленкова О. К. Я никого не ем. (365 вегетарианских
меню по временам года) — Петроград : «Новое время», 4-е изд.
18. Зефирова Г. С, Минкин С. А. Диета в лечении сахарного диабета // Твое здоровье, 1990. №6.
19. Ибн Сина. Трактат по гигиене: Устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления
различных ошибок в режиме / Пер. с араб. —Ташкент: «Фан», 1880.
20. Иванченко В. А. Секреты вашей бодрости. — М.: Знание, 1988.
21. Йог Рамачарака. Хатха-йога. — Спб.:«Новый человек», 1913.
22. Караваев В. В. Руководство по профилактике и оздоровлению организма. М.,1976.
23. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... / Пер. с англ. — М.: Беларусь,
1990.
24. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья») / Пер. с санскр. — М.: Наука, 1992.
25. Литвина И. И. Три пользы. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
26. Лопухин Ю. М. С пациентом — против атеросклероза// Наука и жизнь, 1990. №№ 4,5.
27. Люблимская Е. Возвращение макробиотики // Наука и религия, 1990. №№ 9-11.
28. Михайлов В. С, Трушкина Л. А. Еда — дело серьезное. — М.: Молодая Гвардия, 1988.
29. Николаев Ю. С, Нилов Е. И. Простые и полезные истины. М.: Физкультура и спорт, 1985.
30. Николаев Ю. С, Нилов Е. И., Черкасов В. Г. Голодание ради здоровья.— М.: Сов. Россия, 1988.
31. Пахомов Г. Н., Дедеян С. Л. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми. — М.: Медицина.1987.
32. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. — Красноярск: Красноярское книж. изд., 1988.
33. Сапин Н. П., Билич Г. Л. Анатомия человека. — М.: Высшая школа, 1989.
34. Свами Шри Юктешвар. Святая наука. — Ранчи, Индия, 1963, рукопись.
35. Соколов О. Нитраты — под строгий контроль// Наука и жизнь, 1988. № 8.
36. Соколов П. П. Концепция времени и здоровья // Твое здоровье, 1989, № 3.
37. Стелко В., Бутылин Ю. Болезни цивилизации лечит уголь // Наука и жизнь, 1986, № 12.
38. Суворин А. Метода Суворина: Лечение голоданием / Практика голодания / — Белград: «Новый человек», 1931.
39. Товароведение продовольственных товаров /
И. Е. Кононенко и другие / — Киев: Вища шк.,
1987.
40. Уголев А. М. Новая теория питания // Наука и жизнь, 1986. №8, 9.
41. Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1. Кн. 1. Бхагавадгита. / Пер. с санскр. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: «Ылым», 1978.
42. Химический состав пищевых продуктов / п/р А. А. Покровского/—М.: Пищевая пром., 1976.
43. Химический состав пищевых продуктов / п/р
М. Ф. Нестерина и И. М. Скурихина /— М.: Пищевая пром., 1979.
44. «Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской
культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д. В. Дашиева, С. М. Николаева. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.
45. Эвенштейн 3. М. Популярная диетология. — М.: Экономика, 1990.
46. Яковлев Т. Н. Лечебно-профилактическая
витаминология. — Л.: Медицина, 1981.
47. Яппо Т. А. Холестерин в продуктах. Сколько его надо
 
 
Статьи по теме 

 
 
Форум по теме

 
 

Источник: Ар Эддар "Трактат о питании"


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Аюрведическое Питание | Добавил: thai (02.09.2010) | Автор: Ульянов Юрий
Просмотров: 2374 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: питание
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше

Мы нашли похожие материалы в статьях:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх