скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Аюрведическое Питание

За едой - есть

Видео


За едой - есть


За едой только есть - гласит аюрведаКак это ни парадоксально, очень многие люди во время трапезы не едят. Они подхватывают пищу, отправляют ее в рот, слегка перемалывают (чтобы проскочила) и глотают. Но все это производят полуинстинктивные составляющие "Я", мысли же зачастую заняты совсем другим.

Человек за едой может читать, смотреть телевизор, азартно обсуждать последние новости, спорить, ругаться, веселиться, - все, что угодно, и при этом считать, что он ест. Даже если он добросовестно сидит за столом и нет внешних раздражителей, все равно его сознание обычно направлено на более "важные" дела *: тут и планы на будущее, и повторные переживания прошедшего, и мечты...

*Возможно, за исключением первых минут, когда человек по-настоящему голоден.

А ведь каждая наша мысль, эмоция, каждый образ несут вполне определенную энергию и приводят человека в соответствующее состояние. Чем выше способность к концентрации, тем больше эта энергия, тем отчетливее проявляется состояние. Направленные на любой предмет, на любую работу, концентрированные мысли обязательно влияют на организм - перераспределяется кровь, выделяются нужные гормоны, меняется мышечный тонус. Представьте себя глубоко спящим - постарайтесь мысленно увидеть, как вы безмятежно спите, и удержать этот образ. И тело само расслабится, дыхание станет ровным и редким, придет ленивый покой. Результат будет тем лучше, чем отчетливее получится картинка.

Но ведь на нас влияют и неконтролируемые мысли! Листает ли человек газету, наслаждается ли концертом, обдумывает ли сделку, его тело всегда настраивается на нужный род работы. Даже если он просто спокойно сидит и в голове у него мелькают фрагменты эмоционально не окрашенных мыслей, все равно такого вида психической деятельности соответствует определенное состояние организма. Применительно к еде это имеет особое значение. Когда сознание скачет между тарелкой и захватывающими событиями на экране, пищеварение не может протекать нормально.

Во время еды следует именно есть. Однако существует и другая крайность, когда человек, сев за стол, теряет над собой всякий контроль и уже не может остановиться, даже когда желудок напоминает о своем переполнении. Но это уже своего рода болезнь.

В таких случаях как раз неплохо, когда в обеденное время звучит негромкая приятная музыка, ведется дружеская, не требующая напряжения беседа. Хорошо все, что создает легкий положительный эмоциональный фон, не давая зациклиться на тарелке.

Впрочем, во многих духовных традициях существует специальная практика, направленная на отвлечение от еды. Например, специально приставленный монах за обедом читает всей братии священные книги. Или повторяет мантры. Или же возвышенного настроя добиваются каким-то иным способом.

Равно и в аристократических семьях детей обычно воспитывали таким образам, чтобы поглощению пищи не придавалось слишком большого значения. Для этого за столом устраивали диспуты, беседы, конкурсы стихов... И это ни в коей мерс нельзя назвать нежелательным. Такие традиции можно лишь приветствовать - разумеется, при должной культуре застолья.

А вот отрицательные эмоции пагубны для пищеварения. Они противопоказаны и сами по себе, а уж тем более за столом. Любители выяснять отношения во время еды почти всегда страдают несварением, часто имеют больную печень и расшатанные нервы.

Не стоит также концентрироваться на нежелательных последствиях трапезы, ибо если вкушать "запрещенный" продукт с мыслями перед возможным зашлаковыванием, действием на третий глаз и т. п., то основной вред нанесут не столько шлаки, сколько страх перед ними. Подобные мысли надо уметь отключать.

Одного просветленного как-то спросили, в чем заключается его отличие от других людей. "В повседневном здравом смысле, - последовал ответ. - Когда я голоден, ем, когда хочу спать - сплю". "Но разве не все люди делают то же самое?" - удивились вопрошающие. "Нет, - ответил святой. - Большинство людей весьма далеки от того, что они делают". Хатха-йога учит есть только с удовольствием, представляя всю пользу, которую несет для тела каждый кусочек*.

* Достаточно, впрочем, просто кушать не спеша и с наслаждением. И все переварится отлично (если не объедаться до тяжести в животе).

Светлое, удовлетворенное состояние во время еды снимает негативные установки (с несомненной пользой для пищеварения) и... делает пищу вкусней. Да-да, наше состояние за столом тоже влияет на вкус блюда. Перед тем, как отправить кусочек в рот, мы обязательно обрабатываем его своей энергией. Мысленно, если обращаем хоть какое-то внимание на кушанье, и даже автоматически, помимо воли - через руку, которой едим (ведь в пальцах открываются энергетические каналы). Мы обволакиваем пищу комочком нашей ауры и делаем ее как бы более близкой нам по энергетике, сглаживая заодно прежние неблагоприятные воздействия, привнесенные поваром и другими людьми. Без такой обработки еда просто невкусна. Не принесет она и всей пользы, которую может дать. Если же любоваться блюдом, восхищаться каждым кусочком, их биопотенциал может возрасти в несколько раз. Одновременно, конечно, срабатывают и чисто рефлекторные механизмы, усиливающие сокоотделение.

А посему - кушайте с удовольствием!

* * * 
За столом люди расслабляются и становятся особенно чувствительными к внешним воздействиям. Потому-то важны и сервировка стола, и внешний вид блюд, и, тем более, окружение, в котором вы едите. Совместная трапеза - это ритуальное действо. Разделившие стол, открываясь для еды, поглощают очень тонкие вибрации друг друга, как бы допускают другого человека в свой внутренний мир. Поэтому есть желательно в присутствии только приятных людей1. Впрочем, совместная трапеза - также и путь к сближению.

О ПОЛЬЗЕ ПЕРЕЖЕВЫВАНИЯ 


Жевать нужно долго. Одни говорят - не менее 30 жевательных движений на каждый кусочек, другие - около 80. Считать, конечно, не стоит, но это действительно достаточно долго, особенно с непривычки. Каждый кусочек пережевывают до тех пор, пока он не станет абсолютно жидким, чтобы язык не ощущал ни малейшей неоднородности. При этом пища обильно смачивается слюной. Если слюны нет или мало, значит, либо человек еще не проголодался (или уже наелся), либо пиша плохого качества - слишком вяжущая, обжигающая, невкусная или сухая.

Многие идут по пути наименьшего сопротивления, обильно запивая еду. В принципе, понемногу прихлебывать допускается, но желательно научиться обходиться собственной слюной. Причем жидкую пищу - молочные продукты, соки и даже воду тоже нужно «жевать», основательно «бултыхая» во рту каждый глоток. Это связано не только с тем, что ферменты слюны расщепляют крахмалы и в некоторой степени белки, а муцин - слизистое вещество слюны - делает пищу удобоваримой. Во рту из пиши извлекается Прана, и тем полнее, чем дольше задерживается этот кусочек или глоток - до тех пор, пока не исчезнет вкус.

Кстати, почти вся растительная пища обладает тем свойством, что в процессе пережевывания становится все вкусней и вкусней. Быстро глотающие люди просто не знают настоящего вкуса блюд. Исключительно важно пережевывание и с физиологической точки зрения. Ведь все питательные вещества расщепляются в желудочно-кишечном тракте только в растворенном состоянии. В комке пища не усваивается. Мелкие комочки могут размягчаться желудочным соком, в дальнейшем растворению способствуют панкреатический сок и желчь. Но при этом значительно замедляется пищеварение, появляется возможность гнилостного брожения, и пища используется крайне нерационально. Коэффициент полезного действия нашей пищеварительной машины намного возрастает, если уже в желудок пиша попадает в жидком виде, надлежащим образом обработанная слюной. Появляется возможность довольствоваться меньшим количеством продуктов, ведь человека питает не то, что он съел, а то, что усвоил.

Известно, что львиная доля наших энергозатрат приходится на переваривание. Эти расходы значительно снижаются при тщательном разжевывании, ведь объем съеденного обычно уменьшается, а качество предварительной обработки намного возрастает. Пищеварительные органы получают возможность работать без перенапряжения и отдыхать, в результате самые разнообразные болезни - гастриты, колиты, язвы, неврастении и др. проходят сами собой.

Бирхер-Беннер описывает интересный опыт профессора Читтендена (см. [4]›››), проводимый с октября 1902 по апрель 1903 г. Были набраны три группы добровольцев: из профессорского состава (первая группа), санитаров и солдат (вторая группа), а также студентов-атлетов (третья группа). Главным условием было требование пережевывать всю пищу вплоть до непроизвольного ее глотания, в остальном участники эксперимента полагались на свой вкус и аппетит (вред насильственной задержки пищи во рту и счета жеваний уже в те времена был доказан опытами Фишера). Были также проведены беседы, в которых объяснялись традиционные заблуждения относительно роли белковой и калорийной пищи.

1 Если какой-то человек неприятен, то это говорит, что у вас что-то не проработано - гордыня, жадность, брезгливость, высокомерие или что-нибудь еще.

Очень скоро люди сократили калорийность рациона на 25 процентов, количество белка в нем на 40 %, мяса - на 80 процентов, доверяя инстинкту (то есть совершенно естественно, следуя лишь собственному желанию!).

В течение месяца дневной прием белка у них был уменьшен в среднем до 50 г. Профессорская группа получала в среднем 2000 ккал, санитары и солдаты - 2500-2800 ккал, атлеты - около 3000 ккал. К концу опыта эти цифры еще несколько сократились, один участник эксперимента стал вегетарианцем. Все это время солдаты и атлеты интенсивно тренировались, причем сила солдат возросла вдвое (!). А тренированные атлеты, которые уже и не надеялись на улучшение результатов, увеличили свои достижения на 15-20 процентов.

Нет, не случайно на тщательном разжевывании настаивают все диетологи, часто даже объявляя этот принцип ключевым.' Скрыто в нем очень многое. У йогов он формулируется так: «Твердую пищу надлежит пить, а жидкую - есть!»


1. Алтымышев А. А., Корчубеков Б. К. Что мы
знаем о мумие (Архар-Таш): Науч.-попул. очерк — 3-е изд. — М.: Комитет космонавтики, 1989.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Березин И. Запор // Твое здоровье, 1990. № 8
4. Бирхер-Беннер М. Основы лечения питанием на началах энергетики / Пер. с нем. — С.-Петербург, Типогр. Главного Управления, 1914.
5. Борбели А. Тайны сна. / Пер. с нем. — М:Знание, 1989.
6. Брэгг П. Чудо голодания / Пер. с англ. — М.: Мол. Гвардия, 1989.
7. Брэгг П. Нервная сила: Лечение без лекарств / Пер с англ. — М.: МНПП "Трест", "Пларибус",
1990.
8. Бхагавад-Гита как она есть. — Москва — Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1984.
9. Василаки А. Ф., Грава Д. И., Михайлов В. G. Резервы растительной пищи. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1984.
10. Васильев Т. Э. Начала Хатха-йоги. — М.:Прометей, 1990.
11. Васильева 3. А., Люблинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 1984.
12. Войтович Т. А. Исцели самого себя: О лечебном голодании в вопросах и ответах. — Минск: Беларусь, 1988.
13. Джарвис Д. С. Мед и другие естественные продукты. Народная медицина. — М.: СП "Норд", 1990.
14. Дж. Осава (Кионти Сакурадзава) Макробиотический дзен или Искусство омоложения и долголетия.
Париж: Философское книжное издательство, 1974.
15. Дильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. — М.: Знание, 1986.
16. Здоровый, богатый, мудрый: Великолепные рецепты ведической кухни / Сборник по материалам изд. "БЕТ".—М., 1988.
17. Зеленкова О. К. Я никого не ем. (365 вегетарианских
меню по временам года) — Петроград : «Новое время», 4-е изд.
18. Зефирова Г. С, Минкин С. А. Диета в лечении сахарного диабета // Твое здоровье, 1990. №6.
19. Ибн Сина. Трактат по гигиене: Устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления
различных ошибок в режиме / Пер. с араб. —Ташкент: «Фан», 1880.
20. Иванченко В. А. Секреты вашей бодрости. — М.: Знание, 1988.
21. Йог Рамачарака. Хатха-йога. — Спб.:«Новый человек», 1913.
22. Караваев В. В. Руководство по профилактике и оздоровлению организма. М.,1976.
23. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... / Пер. с англ. — М.: Беларусь,
1990.
24. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья») / Пер. с санскр. — М.: Наука, 1992.
25. Литвина И. И. Три пользы. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
26. Лопухин Ю. М. С пациентом — против атеросклероза// Наука и жизнь, 1990. №№ 4,5.
27. Люблимская Е. Возвращение макробиотики // Наука и религия, 1990. №№ 9-11.
28. Михайлов В. С, Трушкина Л. А. Еда — дело серьезное. — М.: Молодая Гвардия, 1988.
29. Николаев Ю. С, Нилов Е. И. Простые и полезные истины. М.: Физкультура и спорт, 1985.
30. Николаев Ю. С, Нилов Е. И., Черкасов В. Г. Голодание ради здоровья.— М.: Сов. Россия, 1988.
31. Пахомов Г. Н., Дедеян С. Л. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми. — М.: Медицина.1987.
32. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. — Красноярск: Красноярское книж. изд., 1988.
33. Сапин Н. П., Билич Г. Л. Анатомия человека. — М.: Высшая школа, 1989.
34. Свами Шри Юктешвар. Святая наука. — Ранчи, Индия, 1963, рукопись.
35. Соколов О. Нитраты — под строгий контроль// Наука и жизнь, 1988. № 8.
36. Соколов П. П. Концепция времени и здоровья // Твое здоровье, 1989, № 3.
37. Стелко В., Бутылин Ю. Болезни цивилизации лечит уголь // Наука и жизнь, 1986, № 12.
38. Суворин А. Метода Суворина: Лечение голоданием / Практика голодания / — Белград: «Новый человек», 1931.
39. Товароведение продовольственных товаров /
И. Е. Кононенко и другие / — Киев: Вища шк.,
1987.
40. Уголев А. М. Новая теория питания // Наука и жизнь, 1986. №8, 9.
41. Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1. Кн. 1. Бхагавадгита. / Пер. с санскр. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: «Ылым», 1978.
42. Химический состав пищевых продуктов / п/р А. А. Покровского/—М.: Пищевая пром., 1976.
43. Химический состав пищевых продуктов / п/р
М. Ф. Нестерина и И. М. Скурихина /— М.: Пищевая пром., 1979.
44. «Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской
культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д. В. Дашиева, С. М. Николаева. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.
45. Эвенштейн 3. М. Популярная диетология. — М.: Экономика, 1990.
46. Яковлев Т. Н. Лечебно-профилактическая
витаминология. — Л.: Медицина, 1981.
47. Яппо Т. А. Холестерин в продуктах. Сколько его надо

Статьи по теме 

 


Форума по теме



Источник: Ар Эддар "Трактат о питании


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Аюрведическое Питание | Добавил: thai (02.09.2010) | Автор: Ульянов Юрий
Просмотров: 2992 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: Готовим
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх