скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Древние тексты Аюрведы

Аштанга-хридая-самхита. Долголетие ч2

Видео


Древние тексты аюрведы

    Долголетие

Аштанга-хридая-самхита

часть 2

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова

 19. Poги (больной) должен быть обследован посредством методов даршана (осмотр), спаршана (ощупывание) и прашна (опрос).

   Рога (болезнь) должна быть исследована для определения её нидана (причин, этиологии), прагрупа (продромов – симптомов, предвещающих болезнь), лакшана (симптомов, клинических показателей), упашайя (диагностических анализов) и апти (патогенеза – механизмов и стадий развития).

   Комментарий: Аюрведическая диагностика проводится методом “пяти зеркал”:

   • пульсовая диагностика – снимается информация с каналов эфирного тела, которые являются своеобразными камертонами различных органов и систем; каждая болезнь имеет свою “мелодию”, которая отражается на пульсе; опытный врач может узнать эту мелодию, если он её слышал раньше;

   • лингводиагностика – получение информации с поверхности языка;

   учитывается форма языка, его цвет, характер налёта; это диагностическое зеркало свидетельствует, в основном, о состоянии органов желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы;

   • аурикулодиагностика – оценка состояния организма по форме и знакам ушной раковины, а также по определению болевой чувствительности рефлекторных зон уха; свидетельствует, в основном, о функциональных нарушениях внутренних органов и острых процессах ;

   • иридодиагностика – снятие информации с радужной оболочки и других частей глаза; оценивается тип конституции, энергетический потенциал организма, степень накопления амы (продуктов неполного метаболизма) и органическая патология внутренних органов;

   • сигнатуралогия – получение информации о кармических и наследственных заболеваниях по расположению линий и знаков на ладонях и родинках и других образований на коже.

   Врач должен осмотреть пациента, используя все выше перечисленные методы. Затем он должен задать дополнительные вопросы, касающиеся жалоб, времени возникновения болезни, характера развития и способов предшествующего лечения. Тщательно сопоставив все полученные данные, он должен поставить диагноз и назначить соответствующую терапию.

   20. Деша (области распространения) в этой науке бывают двух типов: бхуми (деша) – географическая область, деха (деша) – тело. Бхуми-деша может быть трех типов: джангала – регион, где преобладает вата-доша, анупа – область преобладания капха-доша, а также садхарана, где все малы (доши) пребывают в равновесии.

   Комментарий. Здесь имеется в виду соответствие свойств дош определённым климатическим и географическим поясам планеты. Область джангала – это пустыня или полупустыня с засушливым, бесплодным и ветреным климатом. Анупа – это болотистая местность с обильной растительностью, с высокой влажностью, ной с недостатком солнечного света и тепла. Садхарана – это равнинная область с умеренным континентальным климатом, без резких перепадов температуры и влажности.

   21. С точки зрения применения и выбора лекарств или терапии, отсчёт времени (кала) может быть двух типов: последовательность кшана (мгновений) и последовательность стадий развития болезни.

   Комментарий. Кшана (буквально “мгновение”) является минимальным отрезком времени, равным времени моргания глаза или произнесения одной буквы алфавита. Цикл временной последовательности состоит из следующих периодов: каштха, кала, надика, мухурта, яма, ахоратра, пакта, маса, риту, аяна и самватсара. Знание этого цикла необходимо для сбора лекарственного сырья в надлежащий период времени, а также для правильного приготовления и применения лекарственных средств. Болезнь развивается в теле в строго определённой последовательности этапов, а не мгновенно, и каждый этап имеет свои характерные симптомы. Определение конкретного этапа помогает врачу оценить серьёзность заболевания и выбрать соответствующие лекарства и вид терапии. Таково применение знания двух типов временной последовательности.

   22. Аушадха (лекарства, виды терапии) бывает двух типов: шодхана (очищение) и шамана (ослабление проявления болезни). Для соответствующих дош тела наилучшим видом терапии является соответственно: ба-сти (применение клизм), вирека (очищение кишечника) и вамана (рвота), а также соответственно: таила (растительное масло), гхрита (гхи – перетопленное жидкое масло из молока буйволицы) и мадху (мёд).

   Комментарий. Перед назначением лекарственной терапии Аюрведа рекомендует провести очищение организма (шодхана) от продуктов неполного метаболизма. Когда доши выходят из равновесия, начинает образовываться и накапливаться ама, которая имеет тенденцию связываться с различными дошами. В этом случае они получают название сама-вата, сама-питта и сама-капха. Для удаления сама-ваты применяют метод басти клизмы), метод виречан (очищение тонкого кишечника) направлен на выведение сама-питты; для устранения капхи необходимо применить вамана-дхоити (лечебная рвота). Для уменьшения вата-доши применяется массаж с различным тельными маслами (обычно кунжутным или оливковым).

   23. Дхи (различение), дхаирья (мужество, решительность) и атма-виджняна (познание атмы – истиннго я, а также более низких уровней сознания) – это наилучшая терапия для ума.

   Комментарий. Дхи – способнос ть человека различать добро и зло. Дхаиръя – это способность следовать добру, воздерживаться от зла и преодолевать трудности с помощью сильной воли. Атмади виджняна•- это истинное постижение всех уровней сознания, нынешней нынешней и будущей жизни, т.е обретение подлиного знания действительности. Эти спосоности могут быть раскрыты под влиянием саттва-гуны. Причины многих болезней гнездятся глубоко в уме и переносятся из одной жизни в другую. Аюрведа предлагает в начале устранить тонкие психические причины, а затем менять лекарственную meрапию.

   24. Врач, помощник врача (медсестра), лекарство и больной – вот четыре столпа лечения. Каждый из них имеет четыре (благоприятных) качества.

   25. Врач должен быть активным, прошедшим обучение всем аспектам медицинской науки у учителя, наблюдавшим лечение (опытным) (телом, сознанием и речью).

   Комментарий.

   26. Лекарство должно подходить для приготовления различных составов, обладать благоприятными свойствами (вкус и т.д.), быть в хорошем состоянии (неиспорченным) и соответствующим цели (при использовании в различных комбинациях дош, при различных брлезнях и для различных типов люден).

   Комментарий. Аюрведическая традиция не рекомендует использовать для приготовления лекарств средства неестественного происхождения (синтезированные): растения, содержащие алкалоиды (морфин, кодеин, атропин, стрихнин, резерпин и другие), так как они вызывают зависимость, а при передозировке – токсический эффект. Растения и минералы должны быть оценены с позиции расы, еиръи, випак и прабхавы и собраны в чистых местах при благоприятном положении планет, в нужную лунную фазу и время суток. Одно и то же растение, собранное в разных ландшафтных зонах (на холме, в лесу, около озера или на поляне) будет иметь различные свойства. Это необходимо учитывать при назначении, в зависимости от конкретной патологии.

   27. Ассистент врача должен быть заботливым (искренне заботящимся о больном), чистым (телом, умом и речью), усердным и разумным.

   28. Больной должен вести себя достойно, доверять врачу, иметь хорошую память (быть способным вспомнить и описать события, связанные с возможными причинами болезни, а также её проявления и т.д.) и сильную волю (способность терпеливо переносить назначенную терапию).

   Комментарий. Могут показаться странными требования Вагбхаты к больному. Однако нечто подобное мы находим у Чарака муни и у Сушруты. Что подразумевается под “достоинством” пациента? В те времена среди врачей не было принято брать с больных вознаграждение за проведённое лечение или консультацию. Врачи жили исключительно на пожертвования. Каждый давал им по совести, кто сколько мог. Арийским лекарям не была свойственна корысть, которая в их традиции считалась одной из болезней. Объяснения даются в 35 стихе этой главы: больной должен иметь средства на приобретение лекарств, даже очень дорогостоящих. Кроме того, он должен иметь хорошую память, чтобы ничего не упустить из наставлений врача. Это прежде всего связано с хорошей концентрацией внимания и спокойствием ума. Пациент также должен обладать достаточной волей и терпением, чтобы выполнить медицинские рекомендации, строго соблюдать диету, предписанные правила

   29. Болезни делятся на два типа и могут рассматриваться как: садхья (излечимые) и асадхья (неизлечимые); сусадхья (легко излечимые) и кричхра садхья (трудно излечимые); япья (поддающиеся воздействию) и анупа-крама (недоступные ни для какой терапии, фатальные).

   Комментарий. Врач должен оценить стадию и форму болезни пациента. Болезнь имеет шесть стадий развития: психическая (нарушение гун), эфирная разбалансировка информационных и энергетических каналов), нейроэндокринная (выход из равновесия дош), токсическая (накопление в организме продуктов неполного метаболизма), проявленная (появление клинических симптомов болезни), терминальная (гибель поражённого органа). Первые две стадии болезни считаются легко излечимыми, третья и четвертая – поддающимися воздействию, пятая – трудно излечимой, шестая – недоступной ни для какой терапии. Таким образом, существуют различные формы болезней. В последующих стихах это будет подробно объяснено.

   30-31. Болезни, которыми болеют те, кто способен переносить все виды терапии, – взрослые, мужчины, владеющие собой; болезни, не затрагивающие жизненно важные органы, причины, предварительные и последующие проявления которых редки или незначительны, однородные (не имеющие вторичных болезненных последствий или осложнений), различные по сочетанию дош, но поражению душья (тканей), по деша (регионе обитания больного), риту (времени года) и пракрита (телесной конституции больного); болезни, четыре столпа исцеления которых безупречны; болезни, находящиеся под благоприятным астрологическим влиянием; болезни, вызванные действием одной доши, проявляющиеся одним единственным образом, и болезни на ранней стадии – таковы легко излечимые болезни (сусадхья).

   32. Болезни, для лечения которых необходимо использование хирургических инструментов и т.п., а также комплексные (неоднородные) с точки зрения факторов (перечисленных в предыдущих стихах) являются кричхра садхья (трудно излечимыми).

   33. Болезни, которые остаются в человеке до конца его жизни, но подвержены благоприятному воздействию регулярного лечения (лекарствами, пищей, действиями и т.п.), а также обладающие качествами вышеуказанных (легко излечимых) болезней, являются япья (поддающимися лечению).

   34. Болезни, имеющие свойства полностью противоположные (излечимым болезням), присутствующие длительное время (затрагивающие важные ткани и органы), вызывающие тревогу (страх смерти), иллюзию и беспокойство, проявляющие фатальные признаки и вызывающие потерю (функций) органов чувств, – таковы болезни анупакрама (безнадежные, не поддающиеся лечению).

   35. Врач должен отвергнуть больного (отказать ему в лечении), который вызывает чувство отвращения врача и царя и сам ненавидит их; который ненавидит сам себя; который не обладает тем, что необходимо для лечения; который непрестанно занят иной деятельностью (не уделяет достаточно внимания и времени для лечения); который непослушен (врачу); чья жизнь подошла к концу; кто исполнен дурных и греховных намерений (насильственные, разрушительные наклонности); кто сломлен великим горем, исполнен страха, неблагодарен, а также считает сам себя врачом (произвольно) выбирая лекарства, типы лечения, пищу, образ жизни).

   Комментарий. Этот стих обьясняет, каких пациентов должен отвергнуть врач, сославшись на отсутствие возможности их вылечить. Если врач, тем не менее, попытается лечить такого больною, он потеряет время и может даже утратить свой авторитет. Как уже объяснялось ранее, невозможно справиться с патологией, причина которой гнездиться в уме. Е с ли ум человека поглощён страстью (и многочисленными греховными намерениями, ему невозможно помочь, если он отказывается изменить своё умонастроение и образ жизни. Если пациент слишком занят своими делами и не хочет уделять время выполнению рекомендаций врача или считает его наставления не очень важными, толку от такого лечения не будет. Невозможно помочь больному, который подавлен духом, не верит в успех терапии или не принимает авторитет врача. Также усилия врача не принесут результата, если время жизни пациента исчерпано. Рождение и смерть считаются абсолютно фатальными датами. Невозможно продлить свою жизнь даже на мгновение. Если врач выявил у больного наступающие признаки смерти, он не должен браться за лечение, а просто дать средства, облегчающие страдания пациента.

   36-38. Таковы названия глав этого трактата: 1. Аюшкамия ( стремление к долгой жизни), 2. Диначарья (дневный распорядок), 3. Ритучарья (сезонный распорядок), 4. Роганутпадания (профилактика болезней), 5. Дравадравья виджнания (знание о жидкостях), 6. Аннасварупа виджнания (знание природы нищи), 7. Аннаракша (защита пищи), 8. Матрашития (определение количества пищи), 9. Дравьяди виджнамия (знание о веществах и пр.), 10. Расабхедия (классификация вкусов), 11. Дошади виджнания (знание дош и пр.), 12. Дошабхедия (классификация дош и пр.), 13. Дошапакрамания (воздействие на доши), 14. Двивидохпакрамания (два вида лечения), 15. Шодханади гана санграха (сбор очистительных лекарственных средств и пр.), 16. Снеха 16. Снеха видхи (олеотерапия – лечебное применение масел), 17. Сведа видхи (терапия потоотделения), 18. Ваманавиречана видхи (терапия рвоты и очищения кишечника), 19. Басти видхи (терапия клизм), 20. Насья видхи (терапия лечения через нос), 21. Дхума пана видхи (терапия вдыхания воскурений), 22. Гандушади видхи (полоскание рта или горла и другие аналогичные виды терапии), 23. Ашчьотана-анджана видхи (промывание глаз и другие аналогичные виды терапии), 24. Тарпана-путапака видхи (терапия для глаз), 25. Янтра видхи (использование тупых инструментов и приспособлений), 26. Шастра видхи (использование острых инструментов и приспособлений), 27. Ширавьядха видхи (веносекция), 28. Сальяхарана видхи (удаление чужеродных тел), 29. Шастракарма видхи (хирургические операции), 30. Кшарагникарма видхи (терапия, использующая едкую щелочь и огненные прижигания). Из этих тридцати глав состоит Сутрастхана.

   39. 1. Гарбхавакранти (появление зародыша), 2. Гарбхавьяпат (болезни беременной женщины и новорожденного), 3. Ангавибхага (человеческое тело и его части) 4. Марнвибхагия (классификация уязвимых точек), 5. Викрити виджнания (знание о дурных прогностических признаках), 6. Дутади виджнания (знание о посланце и т.п.). Из этих шести глав состоит Шарирастхана.

   40–41. 1. Сарварога нидана (причины и методы диагностики любых заболеваний), 2. Джвара нидана (диагностика лихорадок), 3. Рактапитта, каса нидана (диагностика кровотечения и кашля), 4. Шваса, нидхма нидана (диагностика одышки и икоты), 5. Раджаякшмади нидана (диагностика туберкулеза и т.п.), 6. Мадатьяя нидана (диагностика алкогольной интоксикации), 7. Аршо нидана (диагностика геморроя), 8. Атисара-граханирога нидана (диагностика поноса и заболеваний 12-перстной кишки), 9. Мутрагхата нидана (диагностика задержек мочеиспускания), 10. Прамеха нидана (диагностика диабета), 11. Видрадхи и т.д. (гулма) нидана (диагностика абсцессов – гнойников, грыжи и вздутия живота), 12. Удара нидана (диагностика увеличения живота), 13. Пандурога (шопха-висарпа) нидана (диагностика анемии – малокровия, водянки и рожистых воспалений), 14. Куштха (швитра крими) нидана (диагностика проказы, лейкодермы – нарушения пигментации кожи, гельминтоза – глистов), 15. Ватавьядхи нидана (диагностика болезней, вызываемых дошей Вата, – нервных заболеваний), 16. Ватасра нидана (диагностика подагры). Из этих шестнадцати глав состоит Ниданастхана.

   42–43. 1. Джвара чикитса (лечение лихорадок), 2. Рактапитта чикитса (лечение кровотечения), 3. Каса чикитса (лечение кашля), 4. Шваса-нидхма чикитса (лечение одышки и икоты), 5. Раждаякшмади чикитса (лечение туберкулеза и т.п.), 6. Чхарди хридрога-тришна чикитса (лечение рвоты, сердечных заболеваний и жажды), 7. Мадатьяяди чикитса (лечение алкогольной интоксикации и т.п.), 8. Аршас чикитса (лечение геморроя), 9. Атисара чикитса (лечение поноса), 10. Граханидоша чикитса (лечение заболеваний 12-перстной кишки), 11. Мутрагхата чикитса (лечение задержки мочеиспускания), 12. Прамеха чикитса (лечение диабета), 13. Видрадхи-вриддхи чикитса (лечение абсцессов и грыжи), 14. Гулма чикитса (лечение вздутия живота), 15. Удара чикитса (лечение увеличения живота), 16. Пандурога чикитса (лечение анемии – малокровия), 17. Шваядху чикитса (лечение водянки), 18. Висарпа чикитса (лечение герпеса), 19. Куштха чикитса (лечение проказы и других кожных заболеваний), 20. Швитра-крими чикитса (лечение лейкодермы и гельминтоза), 21. Ватавьядхи чикитса (лечение болезней, вызываемых дошей Вата, – нервных заболеваний), 22. Ваташонита чикитса (лечение подагры). Из этих 22 глав состоит Чикитсастхана.

   44. 1. Ваманакалпа (рекомендации по применению терапии методом рвоты), 2. Виречанакалпа (рекомендации по применению терапии методом очищения кишечника), 3. Вамана-вьяпадсиддхи (устранение осложнений, вызываемых терапией методами рвоты и очищения кишечника), 4. Бастикалпа (рекомендации по применению терапии методом клизмы), 5. Бастивьяпатсиддхи (устранение осложнений, вызываемых терапией методом клизмы), 6. Дравьякалпа (природа медицинских рецептов и т.д.). Из этих шести глав состоит Калпасиддхистхана.

   45–48. 1. Балопачарания (уход за детьми), 2. Баламайя пратишедха (профилактика детских заболеваний), 3. Балаграха пратишедха (профилактика эпилептических припадков у детей), 4. Бхута виджнания (знание о злых духах и т.д.), 5. Бхута пратишедха (изгнание злых духов), 6. Унмада пратишедха (профилактика психических заболеваний), 7. Апасмара пратишедха (профилактика эпилепсии), 8. Вартмарога виджнания (диагностика заболеваний век), 9. Вартмарога пратишедха (лечение заболеваний век), 10. Сандхиситасита рога виджнания (диагностика склеры глазного яблока и роговицы), 11. Сандхиситасита рога пратишедха (лечение заболеваний склеры глазного яблока и роговицы), 12. Дриштирога виджнания (диагностика заболеваний зрения), 13. Тимира пратишедха (лечение слепоты), 14. Линганаша пратишедха (лечение заболеваний хрусталика глаза), 15. Сарвакширога виджнания (диагностика заболеваний, относящихся ко всему глазу), 16. Сарвакширога пратишедха (лечение заболеваний, относящихся ко всему глазу), 17. Карнарога виджнания (диагностика заболеваний уха), 18. Карнарога пратишедха (лечение заболеваний уха), 19. Насарога виджнания (диагностика заболеваний носа), 20. Насарога пратишедха (лечение заболеваний носа), 21. Мукхарога виджнания (диагностика заболеваний рта), 22. Мукхарога пратишедха (лечение заболеваний рта), 23. Широрога виджнания (диагностика заболеваний головы), 24. Широрога пратишедха (лечение заболеваний головы), 25. Врана пратишедха (лечение язвы), 26. Садьоврана пратишедха (лечение травматических ран), 27. Бхагна пратишедха (лечение переломов), 28. Бхагандара пратишедха (лечение анального свища), 29. Грантхи-арбуда-шлипада апачи-нади виджнания (диагностика опухолей, рака, филяриатоза, зоба и язвы пазух) 30. Грантхи-арбуда-шлипада апачи-нади пратишедха (лечение опухолей, рака, филяриатоза, зоба и язвы пазух), 31. Кшудра рога виджнания (диагностика малых заболеваний), 32. Кшудра рога пратишедха (лечение малых заболеваний), 33. Гухья рога виджнания (диагностика заболеваний половых органов), 34. Гухья рога пратишедха (лечение заболеваний половых органов), 35. Виша пратишедха (лечение отравлений и связанных с ними болезней), 36. Сарпавиша пратишедха (лечение змеиных укусов), 37. Кита-лутади виша пратишедха (лечение укусов насекомых, пауков и т.п.), 38. Мушика-аларка виша пратишедха (лечение укусов мышей, бешеных собак и т.п.), 39. Расаяна видхи (терапии омоложения), 40. Биджапошана видхи (повышение потенции и полового влечения). Из этих сорока глав состоит Уттарастхана.

   49. Всего имеется сто двадцать глав, составляющих шесть разделов.

   Так заканчивается глава, называемая Аюшкамия, первая глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.


Источник:


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Древние тексты Аюрведы | Добавил: thai (23.12.2015)
Просмотров: 304 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: источник, Аштанга-хридая-самхита, Писания, аюрведа, Древний
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше

Мы нашли похожие материалы в статьях:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх