скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Древние тексты Аюрведы

Аштанга-хридая-самхита. Лечение кашеля.ч1

Видео


Лечение кашеля

Аштанга-хридая-самхита
 

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной. 

Раздел 4. Чикитса стхана

Глава 3. Каса чикитса (лечение кашля)

Теперь мы изложим главу каса чикитса – лечение кашля,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

   1-2. При лечении кашля, порожденного одной только ватой, следует вначале использовать жирные вещества (лекарственное масло или гхи), приготовленные из маслянистых и противостоящих вате лекарственных средств, питье жидкого зернового отвара, супа и т.п., сладости, благовония, масляный массаж, потоотделение, обливание тела теплым лекарственным отваром, погружение тела в воду и терапию клизмой (в том случае, если нарушен выход фекалий и газов). Когда вата соединена с питтой, кашель (следует лечить) назначая (после переваривания пищи) лекарственныйгхи и молоко; когда вата соединена с капхой (его следует лечить) назначая жирные (смазывающие) очищающие средства.

   3. Лекарственный гхи, приготовленный из тридцати палалекарственного отвара гудучи, тридцати пала кантакари и одного прастха гхрита (гхи), излечивает порожденный ватойкашель и улучшает пищеварительную деятельность.

   4-5. Лекарственный гхи приготавливается из кшара (явакшара), расна (калгана ), вача аира ), хингу асафетиды ), патха, яшти ( солодки ), дханьяка и (пасты) панчакола (по двашана каждого), одного прастха гхи и лекарственного отварадашамула. Такой состав, принятый (в правильном количестве) следом за манда (жидким зерновым отваром) в качествеанупана (напитка для запивания пищи или “проводника” для лекарства) излечивает кашель, одышку, боль в области сердца, болезнь 12-перстной кишки и опухоли живота.

   6-9. Лекарственный гхи приготавливается из одного дронаводы, одного пала (каждого) раснадашамула и шатавари, двухкудава (каждого) кулаттхабадара и ява, и одного адхака гхи, равного количества коровьего молока и одного пала (каждого) лекарственных средств дживанья гана (см. 15 главу сутрастханы). Этот состав, используемый для питья, капель в нос и терапии клизмой при болезнях, вызванных ватой, лечит пять разновидностей кашля, дрожание головы, боль в вагинальном тракте и паху, столбняк, параплегию, заболевание селезёнки и урдхва вата (восходящее движение ваты).

   Лекарственный гхи, приготовленный из лекарственных средств видарьяди гана (см. 15 главу сутрастханы) в виде лекарственного отвара или пасты, также излечивает кашель.

   10-11. Человеку, страдающему от сильного кашля, следует принимать лекарственный гхи, приготовленный из семянашока, кшавака, джантугхна, анджана (расанджана), падмака ибида (лавана), или слизывать порошок вышеперечисленных лекарственных средств вместе с гхи после питья козьего молока.

   12. При кашле, вызванном ватой, соединившейся с капхой, при одышке, икоте и потере пищеварительной активности следует принимать гхи, приготовленный с виданга, нагара, расна (калганом), пиппали, хингу (асафетидой) , саиндхава, бхарнги и кшара (явакшара), а также порошок из этих средств, в дозах, предписанных для питья гхи (при масляной терапии).

   13. При кашле, порожденном ватой, следует принимать (порошок) дуралабха, шрингавера, шатхи, дракша, ситопала икаркаташринги.

   14-15. Леха (сладости, конфеты), приготовленные из порошкадусспарша, пиппали, муста , бхарнги, шатхи и старого гуда(пальмового сахара), а также тайла (кунжутное масло) лечат кашель, порожденный ватой. Также действуют конфеты, приготовленные из кришна, шунтхи и бхарнги.

   16-17. Следует проглотить порошок кришна и саиндхава, растворив их в воде, либо принять шунтхи (имбирь) и сахар, смешав их с масту (сывороткой), или принять порошок кана сдадхи (свернувшимся молоком); или сердцевину плода бадаравместе с мадира (винным ферментезированным напитком). Можно также принять дадхи масту (творожную сыворотку) или пасту пиппали, обжаренную в гхи и смешанную с саиндхава, – (все эти средства лечат ватаджа каса).

   18-19. Пациенту, страдающему от кашля, сопровождающегосяпинаса (хроническим насморком), следует предписанным способом вдыхать снайхика дхума (смягчающий, смазывающий дым), упоминаемый при лечении икоты и одышки (см. следующую главу). Следует также есть пищу, смешанную с молоком, рис, ячмень, пшеницу, а также юша (суп) из маша илиатмагупта.

   20-21. При кашле, порожденном анила (ватой) следует принимать пейя (жидкую кашу), приготовленную из явани,пиппали , сердцевины билва , нагара, читрака, расна, аджаджи, притхакпарни, палашашатхи и паушкара, смешанную с жирными веществами и солью. Она излечивает боль в пояснице, сердце, боках и пищеварительном тракте, одышку и икоту.

   22. Для такого же воздействия можно принять пейя (жидкую кашу), приготовленную из лекарственного отвара дашамула ипанчакола с добавлением гуда (пальмового сахара-сырца) иликшайрейи (кашу, приготовленную из молока) с равным количеством тила с добавлением соли саиндхава или пейя.

   23-24. Следует принимать вастука, вайяси, касагхна, сунишаннака, плоды и листья кантакари, мулака – как свежую, так и высушенную, масло тила и другую пищу, приготовленную из молока, сахарного тростника и гуда (пальмового сахара-сырца), творожную сыворотку, ферментизированный вымоченный рис и сок (сироп), приготовленный из кислых фруктов и мадира (ферментизированного напитка).

   25-27. При питтакаса, сопровождающимся усилением капхи, вызывающей рвоту, используют гхи, приготовленный с лекарственным отваром мадана, кашмарья и мадхука или паступхала (мадана) и ястхьяхва, смешанную с соком видари и икшу.

   При питтакаса (с жидкой капхой) для слабительного воздействия следует принимать триврит вместе с лекарственными средствами сладкого вкуса. Если капха густая, следует принимать триврит с лекарственными средствами горького вкуса.

   28. После изгнания дош следует принимать холодную, сладкую и маслянистую пищу, придерживаясь самсарга(диетического режима, предписанного после терапии очищения кишечника). Если капха густая, пища должна быть холодной, сухой (не жирной) и смешанной (приготовленной) с лекарственными средствами горького вкуса.

   29-31. При питтакаса следует леха (конфеты) смешать с сита(сахаром), дхатри, кшаудра (мёдом), дракша, хима и утпала. Если она сопровождается капхой, леха следует смешать с абда(муста) и марича. Если она сопровождается анила (ватой), их следует смешать с гхрита (гхи).

   Половину от ста (50) – мридвика, тридцать (30) – пиппали, и один пала шарката (сахара) – следует приготовить в виде конфет и принимать вместе с мёдом.

   Сок из свежего навоза теленка, питающегося только молоком, следует принимать вместе с мёдом.

   Леха (конфеты), приготовленные из твака , эла, вьоша, мридвика, пиппалимула, ладжа, муста, шатхи, расна, а также плоды дхатри и вибхитаки, вместе с сахаром, мёдом и гхиизлечивают болезни сердца и кашель.

   32-34. Ява, шьямака и кодрава можно принимать (как пищу) вместе с белковыми продуктами или суп из мудга и т.п.; подходит также умеренное количество овощей с горьким вкусом. Если шлешман (капха) слишком густая, идеальной пищей будут конфеты, приготовленные из горьких лекарственных средств, смешанных с мёдом; если капха жидкая – шали (рис) и шаштика. Для анупана (напитка для запивания пищи или лекарства) подходят сахарная вода, сок дракша, икшуи молоко.

   35. При питтакаса следует назначать свежий сок, молоко, жидкую кашу и суп, приготовленный из каколи, брихати, двухмеда, вриша и нагара.

   36. Дракша, кана, тринапанчамула следует прокипятить в воде, эту воду следует смешать с молоком, прокипятить и затем остудить. Принимать средство следует вместе с мёдом и сахаром. Можно из лекарственного отвара этих средств приготовить пейя (жидкую кашу) и принимать холодной вместе с мёдом.

   37-40. Шатхи, хрибера, брихати, шаркара и вишвабхешаджаследует хорошо вымочить в воде и профильтровать сквозь ткань. Это лекарство принимают с мёдом.

   Пасту из меда, видари, каколи, плоды свайямгута, бала , шаркара (сахара), дживака, мудгапарни, дуралабха и лекарственный гхи следует приготовить в восьми частях молока. Это средство следует пить, добавляя пищу и конфеты; оно излечивает кашель, порожденный питтой. Можно также принимать порошок или лекарственный отвар из вышеперечисленных средств.

   41-43. Пациент, кашель которого порожден капхой, прежде всего должен принимать масло, выступающее на куске помещенного на огонь дерева суракаштха, смешивая его с порошком вьоша и явакшара.

   После масляной терапии следует назначить очистительную терапию верхним и нижним путями (рвотой и послаблением) и очищение головы, руководствуясь здравым смыслом и используя сильные слабительные средства – для такого человека, который силен.

   В режиме диеты следует принимать горячую и сухую (без добавления жирных веществ) массу, приготовленную из ява,мудга и кулаттха, с преобладанием вяжущего вкуса. В качестве овощных блюд следует использовать касамарда, вартака ивьягхри, смешанные с явакшара и кана.

   44-45. В качестве анупана следует принимать воду, приготовленную с лекарственными средствами дашамула, (обычную) теплую воду или медовую воду, смешанную с порошком пушкарамулашамьяка и патола, выдержанную в течение ночи и смешанную с мёдом. Принимать его следует либо утром, либо во время приема (следующих) трех средств (блюд).

   46-47. Порошок из упомянутых в следующих трех полустишиях лекарственных средств, принимаемый вместе с мёдом, излечивает кашель, порождаемый капхой :

  1. пиппали, пиппалимула, шрингавера и вибхитака;
  2. зола из перьев павлина и домашних птиц;
  3. вишала, пиппалимула и триврит.

   48. Следует принимать смешанный с мёдом порошок марича, или джондака (агуру) вместе с мёдом, сок вьягхри, вартака, бхринга, конский навоз и аситасураса (кришнатуласи), к каждому из которых следует добавлять мёд.

   49-50. Следующие три леха (сладкие средства, конфеты), приготовленные из:

   а). девадару, шатхи, расна, каркатакхья и дуралабха;

   б). пиппали, нагара, муста , патхья, дхатри и ситопала;

   в ). ладжа, ситопала, сарпи, шринги и дхатри пала ;

   и смешанные с мёдом и (кунжутным) маслом излечивают кашель, порожденный капхой, поднявшейся вслед за ватой.

   51. Два пала дадима (граната), восемь пала гуда (пальмового сахара-сырца), три вьоша (приготовленные в виде целительного порошка, который следует принимать вместе с мёдом), усиливают вкус, обостряют пищеварительный огонь, укрепляют голос и лечат ринит, одышку и кашель.

   52. (Порошок) гуда, кшара, ушана, кана и дадима, взятые в пропорции соответственно – два палаардха акша, карша, ардха пала и один пала, лечат одышку и кашель.

   53-54. Лекарственный отвар патхьяди, описанный для лечения лихорадки (1 глава, 62 стих), смешанный с шринги, следует принимать как пачана (средство, усиливающее пищеварительную деятельность). Пациенту, страдающему откапхакаса, можно также принимать дипьяка, триврит, вишала, гхана, паушкара и кана, прокипяченные в коровьей моче или воде.

   55. При порожденном капхой кашле следует принимать пастувайдехи (пиппали), в количестве одного акша, прожаренную в растительном (кунжутном) масле и вымоченную в воде (лекарственном отваре) кулаттха.

   56. Лекарственный гхи, приготовленный из одного адхака(лекарственного отвара) дашамула, одного прастха гхрита (гхи) и в количестве одного акша (каждого) (обработанных в виде пасты) пушкарахва, шатхи, билва, сураса, вьоша и хингу, принятые вместе с пейя (жидкой кашей) как проводником лекарства, лечит все болезни, порожденные усилившимися совместно ватой и шлешманом (капхой).

   57. Лекарственный гхи, приготовленный из свежих листьевниргунди, излечивает кашель; также излечивает кашель лекарственный гхи, приготовленный из сока (лекарственного отвара) виданга и пасты вьоша.

   58. Лекарственный гхи, приготовленный из лекарственного отвара пунарнавашиватика (другой разновидностью пунарнава), саралакасамардаамритапатолабрихати ипханиджака, молока, гхи и (пасты) трикату, при употреблении предотвращает угрозу кашля, неустойчивую лихорадку, туберкулёз и геморроидальные шишки.

   59-62. Лекарственный отвар корней, плодов и листьевкантакари в количестве одного адхака, одного прастха гхрита(гхи), равного количества пасты бала, вьоша, виданга, шатхи,дадима , сауварчала, явакшара, амалака , пушкарамула, вришчива, брихати, патхья, явани, читрака, риддхи, мридвика, чавья, варшабху, дуралабха, амлаветаса , сринги, тамалаки, бхарнги, расна и гокшурака , приготовленный как лекарственный гхи, благоприятен при всех типах кашля, одышки и икоты. Этот состав, известный как кантакари гхрита, излечивает все болезни, порожденные капхой.

   63-66. Один тула вьягхри, нарезанный кусочками и приготовленный в одном ваха воды и лекарственный отвар, выпаренный до одного атхака, с добавлением (в количестве половины пала каждого) вьоша, расна, амрита, агника, шринги, бхарнги, гхана, грантхи (пиппалимула) и дханваяса, шестнадцать пала сарпи (гхи) и двадцать четыре палаочищенных матсьяндика (сахарных леденцов) и сладких веществ, следует приготовить, отслеживая (время) прилипания состава к черпаку. После того, как состав остынет, в него следует добавить два кудава порошка пиппали, тавакшири и старый макшика (мёд). Эти конфеты (сладкие пилюли) лечат опухоли живота, болезни сердца, дурнама (геморрой), одышку и кашель.

   67. (Для излечения капха каса) следует вдыхать шамана дхума(дым ослабляющих доши лекарственных средств); при густойкапхе следует делать шодхана дхума (ингаляции очищающими дымами).

   68-69. После выхода мокроты следует, выпив теплого молока с добавлением гуда (пальмового сахара), прибегнуть к процедуре касагхна дхума (противодействующей кашлю ингаляции), используя дымы смешанных вместе манашсила, ала, мадхука, мамси, муста и коры ингуди.

   70. Во время капха каса появляется тамака (разновидностьсваса или одышки), порожденная питтой (как вторичнойдошей). При этом следует назначать лечение, предписанное дляпиттаджа каса (кашле, порожденном питтой), в соответствии со стадией развития (болезни).

   71-72. Когда вторичной, следующей за капхой дошей являетсяпавана (вата), следует применять лечение, предписанное при лечении капхи. Когда за ватой и капхой следует питта, необходимо применять лечение, противодействующее питте. Когда вата и шлешман (капха) порождают сухой кашель, следует применять лечение, вызывающее внутри влагу. При влажном кашле следует применять лечение, вызывающее сухость. При кашле, который порождает капха, сопровождаемаяпиттой, человека следует лечить, используя лекарственные средства горького вкуса.

   73-74. При повреждении груди (легких) следует сразу же принять лакша, смешанный с мёдом (прокипятив сначала молоко с лакша и затем добавив мёд). Усвоив это средство, ему следует есть шали (рисовую массу), только с молоком, добавив сахар. Тому, у кого проявляется боль в боках и в области мочевого пузыря, небольшое усиление питты и пищеварительной деятельности, следует принять (лакша) вместе с сура (пивом). Если у него понос, лакша следует принять вместе с муста, ативиша, патха и ватсака.

   75. Пациенту с сильной пищеварительной деятельностью следует принимать лакша, сарпи (гхи), мадхуччхишта, лекарственные средства дживанья гана (см. 15 главу сутрастханы), сита, твак , кшири и самитам (пшеничную муку), приготовив их в молоке.

   76. Для того, чтобы исцелить рану, пациент с повреждением груди должен пить молоко, прокипяченное с икшварика, бисагрантхи, падмакешара и чандана .

   77. При лихорадке и ощущении жжения следует принимать муку из ама ява (необжаренного ячменя) вместе с гхи. Можно также принимать смешанные вместе сахар, мёд, муку и молоко.

   78-79. Пациент, страдающий от кашля, должен пить прокипяченный и охлажденный гхрита (гхи), приготовленный с лекарственными средствами сладкого вкуса или растворомгуда (пальмового сахара-сырца, патоки), добавив в него мёд и (порошок) марича. Также в качестве процедуры расаяна (глава 39, 93-103 стихи уттарастханы) можно назначить порошокамалака, прокипяченный в молоке и смешанный с гхи илипиппали.

   80. Пациенту, страдающему от кашля, сопровождающегося болью в рёбрах, следует принимать порошок мадхука, дракша , тваккшири, пиппали и бала, смешав их с гхи и мёдом.

   81-83. Половина карша триджатака, половина пала пиппали, по одному пала каждого сита, дракша , мадхука и кхарджураследует хорошо истолочь и, смешав с мёдом, сделать таблетки. Это средство повышает половую энергию и лечит питту ишонита (кровь), кашель, одышку, потерю вкуса (и аппетита), рвоту, обморок, икоту, токсикоз, головокружение, туберкулез, порожденный повреждением груди, потерю голоса, болезни селезенки, туберкулёз адхьямарута (скованность бёдер), боль в сердце и боках, а также сильную жажду и лихорадку.

   84. Пациенту, страдающему от haemoptysis, следует пить (порошок) варшабху, шаркара, муку из красного риса, смешанные с соком дракша, молоком и гхи, или пить молоко, прокипяченное с порошком мадхука и тандульяка.

   85. Если начинается кровотечение из других проходов, следует прибегнуть к соответствующему лечению, предписанному для лечения рактапитты (кровотечений).

   86. Если у человека проявляется мудхвата (бездеятельностьваты или утрата подвижности частей тела, отсутствие выхода фекалий, газов, урины и т.п.), следует принимать козье масло, прожаренное вместе с сура (пивом) и смешанное с саиндхава. Ослабленный, истощенный пациент, получивший повреждение груди, утративший сон и остроту пищеварительной деятельности, должен принимать его (такое масло) вместе с прокипяченным молоком, гхи, мёдом и сахаром.

   87. Ослабленному, страдающему от травмы груди и истощенному пациенту следует принимать шаркара (сахар), ява,годхумадживака и ршабхака, смешав их с мёдом и сопровождая кипяченым молоком в качестве проводника для лекарства.

   88-90. Ему следует пить суп, обжаренный в гхи и смешанный спиппали и кшаудра (мёдом). Он способствует усилению мышц и крови.

   Пациенту с внутренней травмой груди, с ослаблением семени, силы и органов восприятия следует принимать молоко, прокипяченное с ньягродха, удумбара, ашваттха, плакша, шала, приянгу, тала, мастака, корой джамбу и приялападмакаи ашвакарна, и гхи, полученное из этого молока, вместе с рисовой массой.

  


Источник: Аштанга-хридая-самхита


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Древние тексты Аюрведы | Добавил: thai (23.12.2015)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: древние тексты, Аштанга-хридая-самхита, кашля
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше

Мы нашли похожие материалы в статьях:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх