скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Древние тексты Аюрведы

Аштанга-хридая-самхита. Лечение кашеля.ч2

Видео


Лечение кашеля

Аштанга-хридая-самхита
 

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной.

Часть 2 

 91-93. При вызванной совместно усилившимися ватой ипиттой режущей боли во всем теле, следует прибегнуть кабхьянга (масляному массажу) с гхрита (лекарственным гхи). Когда недомогание вызвано матаришва (ватой), массаж следует делать с тайла (лекарственным растительным маслом), излечивающим болезни анилы (ваты). Когда боль проявляется в области сердца и в боках, следует (в виде масляной терапии) пить гхи, приготовленный с лекарственными средствами дживанья гана или прибегнуть к иному лечению, которое излечивает болезни, порожденные ватой, но не противостоит питте и ракте.

   Лекарственный гхи, приготовленный с лекарственным отваром яштьяхва и нагабала, с равным количеством молока, пасты пайясья, пиппали и вамси (вамсолочана) благоприятен при (внутреннем) повреждении груди.

   94-101. Лекарственный гхи приготавливается с отваром лекарственных средств дживанья гана (см. 15 главу сутрастханы), шунтхи, вари, вира, пунарнава, бхарнги, свагупта, риддхи, шатхи, тамалаки, акшода, кана, шрингатака, пайясья и лекарственными средствами лагху панчамула (см. 6 главу сутрастханы), каждый в количестве одного карша, целебный порошок дракша, акшода и других плодов, маслянистых, насыщающих и сладких по вкусу, одинпрастха гхрита (гхи), молока, сока дхатри, видари, икшу. После этого его следует остудить и добавить половину прастха мадху (мёда), половину тула истолченного шаркара (сахара), половину пала марича твака , эла, патра и кешара. Этот состав, известный как амритапраша гхрита, принимаемый в дозах, соответствующих силе (человека), подобен нектару для человеческих существ. Принимать его следует вслед за молоком и рисом. Он придаст силу человеку, ослабленному утратой семени, травмами и болезнями, злоупотреблявшему половой жизнью, тому, кто ослаблен (конституцией) и тому, кто потерял цвет лица и голос. Он лечит кашель, икоту, лихорадку, одышку, ощущение жжения, жажду, рактапитта(кровотечения), рвоту, обморок, заболевания сердца, вагины (и матки) и нарушения урины, а также дарует детей мужского пола.

   102-105. Лекарственный гхи приготавливается с отваром по одному пала (каждого) швадамстра, ушира, манжишта, бала ,кашмарья , кат-трина, корней дарбхапритхакпарни, палаша, ршабхака и стхира, молоком, кипяченым до одной четвертой своего количества, пастой свагупта, дживанти, меда, ршабхака, дживака, шатавари, риддхи, мридвика, шаркара, шраванти и биса и одним прастха гхрита (гхи). Этот состав излечивает боль в области сердца, вызванную ватой ипиттой, дизурию, диабет, геморрой, кашель, туберкулез и истощение; он дарует силу мышц и укрепляет человека, ослабленного стрельбой из лука, женщинами (половым общением), вином, ношением грузов и длительными походами.

   106-107. К отвару из восьми пала мадхука и одного прастхадракша добавляется восемь пала пиппали и один прастха гхрита (гхи) – и лекарственный гхи готов. Когда он остынет, к нему следует также добавить по восемь пала кшаудра (мёда) ишаркара (сахара). Принимаемый вместе с сакту (шариками из зерновой муки как основной пищей), он приносит облегчение тем, кто истощен травмой груди и рактагулма (опухолью матки или яичников).

   108-109. Лекарственный гхи приготавливается из одногопрастха (каждого) сока дхатрипхала, видари, икшу и лекарственными средствами дживанья гана (см. 15 главу сутрастханы), одного прастха гхрита (гхи), коровьего и козьего молока. После того, как он остынет, к нему добавляется по двапрастха сита (сахара) и кшаудра (мёда). Этот состав лечит туберкулез легких, эпилепсию, кровотечение, диабет и туберкулез, замедляет старение, дарует долгую жизнь, укрепляет мышцы и семя, и придает сил.

   110-111. При значительно усилившейся питте лекарственныйгхи следует слизывать (принимать в умеренной дозе), при значительно усилившейся вате его следует пить (принимать в максимальной дозе). Принятый в небольшом количестве гхиумеряет или ослабляет питту, но не гасит пищеварительный огонь (пищеварительную деятельность). Выпитый гхиокутывает (обездвиживает) анилу (вату) и быстро останавливает (деятельность) пищеварительного огня.

   112-113. Человеку истощенному, ослабленному, человеку с некрепким телом следует назначать вышеупомянутый лекарственный гхи или другие средства подобной природы, в том случае, если они в густом (твердом) состоянии, смешаны с порошком тваккшири (тавакшира), шаркара (сахаром) и ладжа(обжаренным рисом). (В пищу) следует принимать смешанные с мёдом сарпигуда (мучные шарики, обжаренные в гхи), предварительно выпив молока. Это лекарство быстро увеличивает количество семени, дарует воодушевление и отвагу, и быстро насыщает или усиливает тело.

   114-117. Кушманда, очищенный от оболочки и косточек (семян), весом в один тула, запекается на пару, разрезается на мелкие кусочки и обжаривается в гхи до тех пор, пока не приобретет цвет мёда. К нему добавляется сто пала кханда(сахарных леденцов), по два пала каждого кана, шунтхи иджирака, половина пала (каждого) триджатака, дханья имарича. После того, как он остынет, следует добавить мёд в половине количества гхрита (гхи), хорошо перемешать и настоять. Используемый ежедневно в соответствующих дозах, он лечит кашель, икоту, лихорадку, кровотечения, травмы груди и туберкулез, излечивает язвы внутри груди, дарует хорошее мышление, память и силу. Составленный близнецами Ашвинами, этот кушманда расаяна является тонизирующим, укрепляющим средством для сердца.

   118-119. Смешанный с молоком сок корней нагабала в количестве одного пала следует принимать ежедневно в течение месяца, каждый день увеличивая дозу на половинукарша. Человеку следует пить только молоко и воздерживаться от твердой пищи. Этот состав способствует насыщению, продлению жизни, дарует силу и хороший цвет лица и кожи. По такому же рецепту можно приготавливать мандукапарнияштхии вишаушадха.

   120-125. Один тула нагабала кипятится в одном дрона воды, и этот отвар выпаривается до одной четвертой части; к нему добавляется равное количество гхи и молока и по половинепала (каждого) порошка атибала, бала, яшти, пунарнава,прапоундарика, кашмарья, прияла, капикаччху, ашвагандха, сита (сахара), абхиру, медаюгма, каколи, кширакаколи, кширашукла, два джирака, мринала, биса, кхарджура, шрингатака и касерука – и лекарственный гхи готов. Этот состав, называемый нагабала сарпи, лечит кровотечения, повреждения груди, туберкулез, жажду, головокружение и ощущение жжения. Он является лучшим средством для придания сил, насыщения, цвета лица, долгой жизни и жизнеспособности. Он удаляет морщины и седину. Даже старики, принимая его в течение шести месяцев, вновь обретают молодость.

   126. Такое лечение предназначено для тех, у кого сильная пищеварительная деятельность. Для тех, у кого слабое пищеварение, идеальными будут такие терапии, как дипана(ветрогонные средства) и пачана (средства, усиливающие пищеварение), описанные в лечении якшма (см. 5 главу чикитсастханы). Если фекалии находятся в жидком состоянии, их следует привести в норму такими лекарственными средствами, как грахи (средствами, связывающими воду).

   127-132. По два пала дашамула, свайямгупта, шанкхапушпи, шатхи, бала, хастипиппали, апамарга , пиппалимула, читрака, бхарнги и пушкарамула, один адхака ява, харитаки – в количестве ста – всё это следует прокипятить в пяти адхакаводы. Когда ява должным образом проварится, харитакиследует извлечь из отвара и снова проварить с одним тула гуда (пальмового сахара-сырца, необработанной патоки), однимкудава гхрита (гхи) и одним кудава тайла (кунжутного масла), порошка пиппали и макшика (мёда). Это сладкое средство (конфету) следует принимать ежедневно в количестве двухабхайя (харитаки) в день как омолаживающее средство, средство, разгоняющее морщины и седину, дарующее хороший цвет лица, увеличение продолжительности жизни и силы. Оно излечивает пять разновидностей кашля, туберкулез, одышку, икоту, неустойчивую лихорадку, диабет, вздутия живота, геморрой, болезни сердца, анорексию (отсутствие аппетита) и ринит. Этот препарат расаяна, составленный мудрецом Агастьей, – наилучший среди омолаживающих средств.

   133-140. По одному пала (каждого) дашамула, бала , мурва, двух харидра, двух пиппалипатха, ашвагандха , свамгупта,апамарга ативиша амрита , бала, билва , триврит, корнейданти, листьев читрака, пайясья, кутаджа, химсра, цветов и смолы биджака, пилюль тхавира, бхаллата, викантака, шатаварипутикаранджа, шамьяка, чандралекха, сахачара, шобханджака, коры нимба и икшурапатхья (харитаки) в количестве тысячи ста, и двух адхака ява прокипятить в воде восемь раз. Когда ява хорошо проварится, отвар фильтруют, извлекают из него патхья (харитаки) и снова варят, добавляя один тула старого гуда (недоваренной патоки), по одномупрастха (каждого) тайла (кунжутного масла), аджья (гхи), сока (свежего) дхатри. Все это варят на слабом огне до тех пор, пока состав не начнет налипать на черпак, и снимают с очага. Затем его охлаждают и добавляют два прастха кшаудра (мёда), одинкудава пиппали и три пала порошка триджата. Потом состав переливают в старый глиняный горшок и укрывают в куче зерна в течение одного месяца. Затем извлекают и принимают тем же самым, описанным ранее способом. Это средство расаяна, составленное мудрецом Вашиштой, эффективнее предыдущего, оно (всегда) необходимо человеку и идеально во все времена года.

   141-143. По одному пала саиндхава и шунтхи, два паласауварчала (соли), по одному кудава врикшамла, дадима, листьев арджака, по одному пала марича и аджаджи, двачатуртхика (пала) дханьяка, двенадцать пала шаркара (сахара), – все эти вещества измельчаются в порошок и принимаются вместе с пищей и напитками. Это средство обостряет вкус, усиливает голод, придает сил и лечит боль в боках, одышку и кашель.

   144-146. Один шодашика (карша) дханьяка, по два шодашика(каждого) аджаджи и дипьяка, удвоенное (по отношению к двум предыдущим) количество дадима и врикшамла (восемь каршакаждого), один пала сауварчала, один карша шунтхи, пять палакостного мозга дадхиттха и шестнадцать пала шарк ара(сахара) смешиваются вместе и измельчаются до состояния порошка. Этот садава следует принимать вместе с пищей и питьем так, как это было описано ранее.

   147-150. Все виды лечения, предписанные при якшма(легочном туберкулезе), приносят успех также и при кшатакаса.

   Когда рана (внутри груди) начинает уменьшаться, капхаусиливается, вызывая режущую боль в груди и голове страдающего от кашля человека. Такому человеку следует вдыхать следующие целительные дымы:

  1. ткань кшаума следует вымочить в пасте двух меда, двухбала и яшти, сделать свечу и вдыхать дым, выпивдживанья гхрита.
  2. Манашсила, паласа, аджагандха, тваккшири и нагараследует использовать подобным же образом, выпив сахарной воды, сока сахарного тростника или раствор гуда(пальмового сахара-сырца или патоки).
  3. Из равного количества манашсила и молодых побеговвата следует сделать свечу, смазать ее гхи и вдыхать дым, приняв перед этим белковую пищу.

   151-153. При кшайякаса вначале следует применить бримхана(насыщающую, укрепляющую) терапию, усиливая мощь пищеварительного огня. Человеку со значительным усилениемдоши следует давать слабое слабительное средство, смешав его с жиром, используя гхи, приготовленное с шьямака илитриврит, вместе с соком мридвика или отваром тилвакавместе со свежим соком видари. Это очищает тело ослабленного человека.

   154. Пациенту с кшайякаса, у которого ослаблены питта, капха и дхату (ткани), следует пить гхи, приготовленный скаркотаки (шринги), молоком и двумя бала; или гхи или молоко, приготовленные с видари, кадамба или таласасья (талапхала).

   155-156. Если изменился цвет мочи и затруднено ее выведение, если в области пениса, прямой кишки, таза и паха проявляются опухание и боль, следует назначить слабуюанувасана (масляную, смазывающую клизму) с гхрита-манда(пеной гхи) или смесью гхи и растительного масла.

   159-161. Следует приготовить лекарственный гхи из отвара положенных в равном количестве чавика, трипхала, бхарнги, дашамула, читрака, кулаттха, пиппалимула, патха, кола и ява, пасты нагара, дусспарша, пиппали, шатхи, паушкара и карката шринги. После того, как он остынет, следует добавить целебный порошок двух кшара (явакшара и сарджа кшара) и пять солей (саиндхава, сауварчала, бида, самудра, аудбхида). Страдающий от кшайякаса человек должен принимать это средство в соответствующей дозе.

   Комментарий: При приготовлении лекарственного гхи (или масла) соотношение пасты, гхи и лекарственного отвара должно быть 1: 4: 6 соответственно. При приготовлении лекарственного отвара соотношение лекарственных веществ и воды должно быть 1:16; его следует прокипятить и выпарить до четверти первоначального объема.

   162-163. Лекарственный гхи приготавливается с лекарственным отваром из одного акша (каждого) касамарда, абхьяя, муста, патха, катпхал, нагара, пиппали, катурохини, кашмари и сураса, одного прастха гхрита, одного адхака молока и одного адхака сока дракша. Этот состав – лучшее из средств при туберкулёзе, лихорадке, расширении селезенки и всех типах кашля.

   164. Лекарственный гхи, приготовленный из сока (отвара) листьев, корней, плодов и побегов вриша, вьягхри и гудучи, лечит кашель, лихорадку и потерю вкуса (и аппетита).

   165-166. После еды следует принимать лекарственный гхи, приготовленный из (одной части гхрита), двух частей сокададима (граната) и (1/2 части пасты) вьоша, смешанным сявакшара. Или (можно принять) лекарственный гхи, приготовленный с пиппали, гуда (пальмовым сахаром, патокой) и козьим молоком.

   Эти и подобные разновидности лекарственного гхи подходят для пациентов, страдающих кшайякаса, поскольку усиливают пищеварительную способность и очищают каналы горла и груди от закупоривающих их дош.

   167-168. Лекарственный отвар приготавливается из одногопрастха ява и двенадцати виджайя (харитаки ). Затем добавляются шесть пала пурана гуда (старого, хранившегося более года пальмового сахара), два пала пиппали, один каршаманохва и половина карша расанджана – и конфитюр готов. Это средство лечит одышку и кашель.

   169-171. Пепел сожженных игл дикобраза, принятый с гхи, мёдом и сахаром лечит одышку и кашель. Также лечат кашель пепел ( перьев) павлина, принятый вместе с мёдом и гхи, или пепел листьев эранда, смешанный с вьоша, тайла (кунжутным маслом) и гуда, приготовленный и принятый в виде конфет. Пепел листьев сураса и эранда или порошок трайушана вместе с пуранагуда и сарпи (гхи) лечат одышку и кашель.

   172-173. (Равное количество) падмака, трипхала, вьоша,виданга, девадара, бала и расна измельчаются в порошок и смешиваются с таким же количеством сахара. Это средство следует принимать с мёдом и гхи. Оно – лучшее для лечения кашля. Подобные же свойства у порошка марича, принимаемого с гхи, мёдом и сахаром.

   174. При всех разновидностях одышки и кашля следует сосать пилюли, приготовленные из (порошка) патхья, шунтхи, гхана игуда. Или можно держать во рту (проглатывая слюну) один только (плод) вибхитака.

   175. Паста из листьев тилвака, обжаренного в гхи и смешанного с сахаром или пейя (жидкой кашей, отваром из зерновых) или уткарика (приготовленный из неё жареный пирог) лечит рвоту, жажду, кашель и понос.

   176. Суп мудга, приготовленный с соком кантакари, специями и т.п., подкисленный соком гоура амалака – лучшее лекарство при всех разновидностях кашля.

   177. При кшайякаса (в пищу) следует давать лекарственный отвар средств, ослабляющих вату, смешанных с молоком и супом.

   178-179. При кшайякаса следует также прибегнуть к таким составам целительных дымов и напиткам для запивания лекарств и пищи, которые предписаны для кшатакаса. Все рецепты, предписанные для лечения якшма (см. 5 главу) – насыщающие, ветрогонные, очищающие каналы и укрепляющие – следует также назначать пациентам, страдающим откшайякаса. Все они идеально подходят для лечения.

   180. Поскольку кшайякаса является тяжелой болезнью, порожденной саннипата (усилением всех дош), успешным будут такие виды лечения, которые ослабят силу дош.

Так заканчивается глава, называемая каса, третья глава Чикитса стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.

  


Источник: Аштанга-хридая-самхита


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Древние тексты Аюрведы | Добавил: thai (23.12.2015)
Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: древние тексты, Аштанга-хридая-самхита, кашля
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше

Мы нашли похожие материалы в статьях:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх