скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Древние тексты Аюрведы

Аштанга-хридая-самхита. Лихорадка.

Видео


Лихорадка

Аштанга-хридая-самхита
 

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной. 

Раздел 4. Чикитса стхана

Глава 1. Джвара чикитса (лечение лихорадок)

Теперь мы изложим главу джвара чикитса – лечение лихорадок,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

   1-2. Остающиеся (сосредоточенные) в амашайя (желудке)доши разрушают огонь (пищеварительной деятельности), становятся сама (смешанными с не переработанными материалами), закупоривают каналы (раса дхату) и вызывают лихорадку. Поэтому при проявлении предвещающих болезнь симптомов либо в начальной стадии лихорадки следует назначить лангхана (пост или лечебное голодание), которое своим воздействием сберегает силы (тела). Здоровье человека зависит от его силы, и целью лечения является поддержание здоровья.

3. Когда пост (голодание) ослабляет доши, пищеварительная деятельность усиливается, в теле ощущается легкость, здоровье (ощущение комфорта), голод, жажда, желание пищи и хорошее пищеварение. Появляются также физическая и жизненная сила (воодушевление).

   4-8. Если усилившиеся доши сошли со своих мест, но не покинули тело, если преобладает капха и циркулирующие дошиподнимаются от сжатия их в области сердца (тошноты), усиливается слюноотделение, пища поднимается в обратном направлении, если начинаются кашель и вишучика(одновременные рвота и понос), если после еды проявляется перемежающаяся лихорадка, если лихорадка является сама(сопровождается признаками ама), во всех этих случаях идеальной является вамана (терапия рвотой), – для тех, кому подходит такая терапия.

   Если ее назначить в противоположных случаях (когда не проявляются вышеизложенные симптомы), она (терапия рвотой) вызывает одышку, понос, бред, боль в области сердца и неустойчивую (перемежающуюся и постоянную) лихорадку.

   Для проведения терапии рвотой следует принять гала(маданапхала), смешанную либо с пиппали и калинга либомадхука; можно также принять мед с солью, выпив предварительно теплой воды. Также следует применять воду, прокипяченную с патоланимба каркота или ветрапатра или с питательными веществами (соком сахарного тростника). Можно использовать другие методы, описанные в калпастханеглава 1, стихи 1-18 ). Терапию рвотой следует назначить осторожно, сообразуясь с силой (пациента и болезни) и временем (временем года и периодом дня).

   9-10. Независимо от применения или неприменения терапии рвотой, страдающего от лихорадки пациента в любом случае следует подвергнуть посту (лечебному голоданию) для переработки и ослабления усилившихся дош.

   Точно также, как покрытый пеплом огонь не способен приготовить пищу (в помещенном на очаг сосуде), так и пищеварительный огонь, покрытый усилившимися дошами, не способен приготовить пищевые материалы. Поэтому пациент должен соблюдать пост до тех пор, пока доши не будут полностью переработаны.

   11-13. Если при лихорадке, порожденной ватой и капхой, пациент испытывает сильную жажду, ему следует часто и понемногу давать теплую воду; такая вода разжижает капху, быстро утоляет жажду, разжигает пищеварительную деятельность, смягчает и очищает каналы (дош), побуждает изгнание застоявшихся питты, анилы (ваты), пота, фекалий, урины; она развеивает сон, усталость, восстанавливает утраченный аппетит и поддерживает жизнедеятельность. С другой стороны, холодная вода противоположна по своему воздействию и вызывает дальнейшее усиление накаливаниядош (соединения дошамы и т.п.).

   14. Несмотря на благоприятные свойства теплой воды, её не следует давать пациенту, страдающему от лихорадки, порожденной одной только питтой и при чрезмерном усилениипитты (во время других разновидностей лихорадки). Не следует давать теплую воду тогда, когда появляется ощущение жжения в глазах и во всём теле, галлюцинации, понос, при лихорадке, вызванной ядом и вином, в летний период, а также пациенту, страдающему от повреждения легких, истощения и кровотечения.

15. Таким людям (пациентам, страдающим от перечисленных выше симптомов) подходит вода, прокипяченная с гханачандана шунтхи , амбу, парпата и ушира и затем охлажденная. Такая вода перерабатывает (неусвоенные вещества) и ослабляет жажду и лихорадку.

   16-17. Не бывает (повышения) температуры без (усиления)питты и не бывает лихорадки без (повышения) температуры. Поэтому при лихорадке следует избегать тех вещей (пищи, деятельности и т.п.), которые вызывает усиление питты; особенно тщательно следует их избегать при лихорадке, сопровождающимся чрезмерным усилением питты. (При такой лихорадке) следует также избегать ванны, масляного массажа, умащения тела (благовонными мазями) и других методовлангхана (принуждающих тело становиться тонким и лёгким).

   Комментарий: Термин " вируддха " не используется здесь в своём наиболее распространенном значении "противоположного", а используется в своем техническом значении, т.е. как “то, что вызывает слабое усиление дош в местах их собственного месторасположения, но не выводит их из тела" (45 стих 7 главы сутрастханы). Другими методамилангхана являются очистительная терапия, физическая нагрузка, пребывание на солнце и ветру и т.п. (см. 14 главу сутрастханы).

   18. Также как при болезни аджирна (расстройстве пищеварения) не следует, несмотря на сильную боль, назначать убивающие боль лекарственные средства, также и при самаджвара (лихорадке, сопровождающейся симптомами ама), не следует употреблять лекарства (такие как свежий сок, лекарственный отвар, порошки и т.п. средства), поскольку в дальнейшем они вызовут усиление ама, обычно скапливающегося в пищеварительном тракте. Точно также принятое змеёй молоко только усиливает её яд.

   19-20. При лихорадках, сопровождающихся ударда(появлением на коже пятен, возникающих от прикосновения холодных веществ), пинаса (хроническим насморком), одышкой, болью в икроножных мышцах, суставах и костях и при лихорадках, порожденных ватой и шлешманом (капхой) идеальной будет сведана (терапия потовыведением или пропотевание). Такая терапия способствует выведению пота, урины, фекалий и ваты (газов) и повышает силу огня (пищеварительной деятельности). Пациенту надлежит полностью соблюдать режим, предписанный для масляной терапии (см. 26-28 стихи 16 главы сутрастханы).

   21. Лангхана (голодание), сведана (потовыведение, потогонная терапия), кала (время), явагу (питье жидкого зернового отвара), использование лекарств горького вкуса и пачана(лекарственные средства), перерабатывающие (преобразующие жар дош), – эти методы следует назначать либо в соответствии со стадиями (лихорадки), либо последовательно, один за другим.

22. Лангхана (лечебное голодание) нежелательно при лихорадках, порожденных одной ватой, вызванных туберкулезом, внешними повреждениями и при лихорадке, перешедшей в хроническую форму. При таких лихорадках подходит (усмиряющая доши) терапия шамана, которая не ослабляет тело.

   23. Когда у пациента проявляются симптомы сама джвара (см. 54 стих 2 главы ниданастханы), следует предположить, что проведенная лангхана терапия была недостаточной. Признаки надлежащим образом проведенной лангхана терапии были описаны в главе двивидопакрама (14 главе сутрастханы).

   24-25. Когда пациент проявляет признаки надлежащим образом проведенной лангхана терапии, дальнейшим лечением должно быть назначение пейя и т.п. (питье зерновых отваров), приготовленных с лекарствами, соответствующих каждой доше. Питье зерновых отваров должно начинаться с манда и проводиться либо в течение шести дней либо до тех пор, пока лихорадка не утихнет. Применение (различной густоты зерновых отваров) распаляет пищеварительный огонь человека подобно тому, как обычный огонь разгорается от охапок хвороста (щепок и мелких дров).

   Комментарий: Манда, пейя, явагу, вилепи и одана – это жидкое, менее жидкое (более густое) и очень густое блюдо.Манда – это только жидкость, не содержащая зёрен, в пейямного жидкости и небольшое количество зёрен, явагу содержит жидкость и зёрна в равной пропорции, вилепи состоит преимущественно из зёрен и очень небольшого количества жидкости; одана это только зёрна без какой-либо жидкости.

   26-29. Вначале следует принимать ладжа пейя (жидкий зерновой отвар, приготовленный из обжаренного риса), сваренный с шунтхи, дханья, пиппали и саиндхава; такой отвар очень легко усваивается. При желании кислого вкуса можно добавить в него дадима (гранат). При поносе или чрезмерном усилении питты его можно смешать с шунтхи и мёдом и употреблять в холодном виде. Если пациент ощущает сильную боль в мочевом пузыре, боках и голове, отвар можно приготовить (сварить) с вьягхри и гокшурой. При лихорадке, (одновременно) сопровождающейся поносом следует принимать отвар, сваренный с пришнипарни бала билва ,нагара, утпала, дханьяка с добавлением небольшого количества кислого; такой состав действует как дипана(усиливающий голод) и пачана (приготавливающий не переработанные вещества). Приготовленный с храсва панчамула отвар подходит для тех, кто страдает от икоты, боли (в теле), одышки и кашля.

   30-34. Тому, у кого преобладает капха, следует приниматьявагу, приготовленный из ява и сваренный с лекарственными средствами махат панчамула. Если у него проявляется запор,явагу можно приготовить из ява, обжаренного в гхи и сваренного затем вместе с пиппали и амалака; такой состав способствует выведению фекалий и дош. Если проявляется болезненное закупоривание пищеварительного тракта, (явагу) можно приготовить вместе с читрака, пиппалимула, дракша,амалака и нагара. Если в пищеварительном тракте и особенно в области прямой кишки ощущается режущая боль, его (явагу) следует приготавливать с кола, врикшамла, калаши, дхавани ишрипхала. Тому, кто страдает от отсутствия выведения пота, сонливости и жажды, следует принимать явагу, приготовленный с сита (сахаром), амалака и нагара или же ссита (сахаром), бадара, мридвика, сарива, муста и чандана , смешав их с мёдом. Это средство лечит жажду, рвоту, ощущение жжения во всём теле и лихорадку.

   Ю ша (суп из зерновых) также может быть приготовлен и принят с упомянутыми (для приготовления пейя) лекарственными средствами.

   35-38. Не следует принимать пейя человеку, чья лихорадка вызвана питьём вина или человеку, пьющему вино ежедневно. Не следует использовать пейя, когда капха перемещается на место питты, в летний период, когда они (капха и питта) значительно усилены; а также когда человек страдает от жажды, рвоты, ощущения жжения и кровотечения из верхних частей тела (носа, рта, глаз, ушей и т.п.). При таких состояниях следует пить ладжа тарпана (пасту из обжаренного риса), смешанную с соком уменьшающих лихорадку плодов (таких как дракша и т.п.) или обыкновенную воду, смешанную с сахаром и мёдом.

   Затем, когда эти вещества переварятся и пациент почувствует голод, ему можно дать либо явагу либо одана, приготовленную из обжаренного риса. Их можно принимать либо вместе с жидким и соленым юша (супом) из кулаттха и других бобовых или же с супом из мудга.

   Принимать такое лечение (таким способом) человеку следует в течение шести дней, сохраняя свои силы и состояние дош.

39. Затем, когда от применения лангхана (голодания) и т.п. доши будут переработаны (станут зрелыми), необходимо назначить кашайя (лекарственные средства в форме свежего сока, раствора, лекарственного отвара или порошка) для переработки остатков дош или для (их) ослабления.

   40-41. Лекарственные составы горького вкуса особенно действенны при усилении питты, а составы острого вкуса особенно действенны при усилении капхи. Хотя составы лекарственных средств вяжущего вкуса и ослабляют питту ишлешман (капху), их не следует применять при лихорадке в ее начальном периоде, поскольку вяжущий вкус, вызывая закупоривание и препятствуя выведению мала (дош), приводит к неустойчивой (постоянной и перемежающейся лихорадке), потере вкуса (и аппетита), тошноте, икоте, метеоризму и т.п.

   42-43. Некоторые авторитетные источники утверждают, что (противодействующие лихорадке) лекарства следует применять на протяжении семи дней, другие – что на протяжении десяти дней.

   В тех случаях, когда у человека очень сильная лихорадка, когда начинается движение дош, когда чрезмерное скоплениедош (и амы) вызывает вялость и оцепенение, принятое лекарство не подвергается перевариванию и приводит к сильнейшему обострению лихорадки.

   44. Если лихорадка слаба, в теле ощущается легкость и происходит (нормальное) движение продуктов выведения (фекалий, урины, газов), можно применять лекарство даже в том случае, если лихорадка возникла совсем недавно.

   45-47. Следует употреблять горячий или холодный раствор, приготовленный из муста или шунтхи , или дус-срапша илипатха, ушира и валака, или из бхунимба, гудучи муста инагара. Используемые в соответствии (с дошами), эти средства заставляют доши вызревать и облегчают лихорадку (снижают температуру), восстанавливают вкус (и аппетит), утоляют жажду, удаляют плохой вкус во рту и нарушения пищеварения.

   48-50. Отвары лекарственных средств, перечисленных в следующих пяти полустишиях, ослабляют (лечат) соответственно пять разновидностей лихорадки, начиная ссантата :

1. Калингака, патолапатра и катукарохини ( присантата джвара)

2. Патола, сарива, муста, патра и катукарохини ( присатата джвара)

3. Патола, нимба, трипхала, муста и ватсака ( прианьедуска джвара)

4. Кирататикта, амрита, чандана и вишвабхешайя (при тритьяка джвара)

5. Дхатри, муста, амрита и кшаудра ( мёд) – (причатуртхака джвара).

   51-53. При ватаджа джвара (лихорадке, порожденной усилением ваты), наиболее подходящим лекарственным отваром являются дуралабха, амрита, муста и нагара или жепиппалимула, гудучи и вишвабхешайя; а также лекарственные средства канья (храсва) панчамула.

   При питтаджа джвара (лихорадке, порожденной усилениемпитты) наиболее подходящим является отвар шакраява(индраява), гхана и катука , смешанные с кшаудра (мёдом) или же муста и парпатака, а также дханваяса и бхунимба(смешанные с мёдом).

   При капхаджа джвара наиболее подходящими являются лекарственные средства ватсакандигана (см. 15 главу сутрастханы), или вришагангейишрингавера и дуралабха.

   54. Когда пациент страдает от боли во всем теле и запора, когда в нем преобладают соединившиеся анила (вата) ишлешман (капха), ему следует принимать лекарственный отварабхайя, пиппалимула, шамьяка, катука и гхана, воздействующий как дипана (ветрогонное средство) и пачана(способствующее пищеварению).

   55-58. Пханта (горячий раствор) или хима (холодный раствор), приготовленный из дракша, мадхука, родхра, кашмарья , сарива,муста , амалака, хрибера, падмакесара, падмака, мринала,чандана , ушира, нилотрала и парушака (все в равном количестве) ароматизированный добавлением джатукусума(цветов жасмина), смешанный с мёдом, сахаром и ладжа(обжаренным рисом), называется дракшади пханта. Если его принимать, он излечит лихорадку, возникшую от одновременного усиления анилы (ваты) и питты, а также алкоголизм, рвоту, обморок, ощущение жжения, напряжение, головокружение, кровотечения верхних каналов, острую жажду и желтуху.

   59. Катука следует истолочь в пасту и смешать с водой, приготовить настаиванием в свежем и чистом сосуде, после приготовления отжать, смешать с мёдом и принимать для лечения лихорадки и ощущения жжения.

   60. При лихорадке, порожденной капхой-ватой, следует использовать лекарственный отвар, состоящий из вача, тикта,патха, арагвадха и ватсака с добавлением порошка пиппалиили лекарственного отвара чхиннодбхава (с добавлениемпиппали).

   61. Лекарственный отвар вьягхришунтхи и амрита с добавлением порошка пиппали лечит лихорадки, порожденныевата-шлешманом, одышку, кашель, пинаса (насморк) и боль в животе.

   62-63. Лекарственный отвар патхья, кустумбури, муста , шунтхи, каттрина, парпата, катпхала, вача, бхарнги идевахвам, смешанные с мадху (мёдом) и хингу лечит лихорадку, порожденную капхой-ватой, чрезмерный выход мокроты, боль в животе, области сердца и боках, болезни горла, отёки лица, кашель и одышку.

   64. Лекарственный отвар из средств арагвадхадигана (см. главу 15 сутрастханы) с добавлением кшаудра (мёда) излечиткапхапиттаджара (лихорадку, порожденную капхой-питтой). Эту лихорадку излечивает также лекарственный отвар тикта,вриша, ушира, траянти, трипхала, амрита, патола, ативиша,нимба и дханваявасака.

   65-69. При саннипата джвара (лихорадке, порожденной одновременно всеми дошами) идеальным отваром будетвьягхри, девадару, ниша, гхана, патолапатра, нимбатвак,трипхала и катука. Лекарственный отвар из нагара, пушкарамула и гудучи следует использовать при кашле, одышке, боли в боках, и когда при саннипата джварапреобладают вата и капха.

   70-71. После надлежащего усвоения лекарства человек должен соблюдать диету, начиная с питья пейя; кроме тех, в ком слишком много шлешмана (капхи), поскольку пейя усиливаеткапху точно так же, как падающий на песок дождь превращает его в грязь. Поэтому людям, чье тело чрезмерно увлажненошлешманом (капхой), следует давать юша (суп) из кулаттха,чанака, калайя и т.п. веществ, легко усваивающихся, сухих (не смешанных с жирными веществами), горьких, приятных (соответствующих) уму и вкусу и подсоленных (с добавлением соли саиндхава).

   72-74. При лихорадке наиболее подходящей пищей является старый рис, такой как ракташали (красный рис) и шаштика. Когда преобладает шлешман (капха), идеальный пищей будетява (ячмень), очищенный от оболочек, обжаренный и мелко истолченный.

   Одана (рисовую массу), изготовленную из дважды или трижды промытого риса, отваренного вместе с противолихорадочным лекарственным составом, следует назначать, внимательно учитывая силу дошдушья и т.п. (деша, кала, вайя и сатмья). Лихорадку также излечивает юша (суп) из жидкого мудга и т.п.,кулаттха и прочее.

   7 8-80. (К основной пище) можно добавлять вьянджана (легкое блюдо из овощей), приготовленное из непроквашенного горького молока, естественного вкуса, жидкое и приготовленное на огне.

   В качестве анупана (напитка для запивания) могут быть предписаны прокипяченная и охлажденная вода или напитки, к которым человек привык.

   Страдающего от лихорадки пациента в конце дня следует попросить принять легкую пищу. В это время шлешман (капха) подвержена ослаблению, а жар тела усиливается; поэтому пищеварительный огонь возрастет (и переварит пищу). Можно также принять пищу в привычное или подходящее для этого время.

   Разве тот, кто ест раньше (чем наступит вечер), когда пищеварительная деятельность ослаблена, не будет страдать? Нет сомнений в том,что он будет страдать от расстройства пищеварения.

   81-83. Когда недомогания тела облегчены применениемкашайя (лекарственными составами) и десятидневным соблюдением диеты, пациенту, в котором мало капхи и усиленывата и питта, можно назначить питье (лекарственного) гхи.Гхи – это нектар, когда доши являются паква (хорошо переработаны жаром и не связаны амой), и яд – в противоположном случае (когда доши являются апаква и связаны с амой). Если по истечении десяти дней (питье гхи) становится причиной усиления упадрава (осложнений или вторичных заболеваний), следует прибегнуть к лангхана(голоданию и другим облегчающим тело методам), и следовать им до тех пор, пока капха не ослабнет полностью.

   Из-за ослабления силы тканей тела лихорадка становится хронической и очень длительной.

   Комментарий : Вышеизложенные утверждения проясняют, что болезнь – лихорадка – не становится хронической до тех пор, пока не произойдет ослабления тканей; таким образом, к голоданию и прочим ослабляющим тело методам следует прибегать с осторожностью, так как они вызывают истощение тканей.

   84-85. Когда у иссушенного жаром лихорадки человека лихорадку вызывает только сухой жар, соединяющаяся с нимсадагати (вата) под воздействием рвоты, потоотделения, питья (теплой) воды, лекарственных средств и легкой пищи становится чрезмерно мощной. Подобно тому, как только (изливающаяся) вода может погасить огонь пылающего дома, только питье гхи способно ослабить огонь сухого жара и саманаваты.

   Комментарий: “ Сухой жар” означает здесь коштхагни – лишенный маслянистости пищеварительный огонь. Соединившаяся с пищеварительным огнем вата – это самана вата, активизирующаяся от рвоты и прочих видов терапии. Гхиодновременно и дарует коштхагни маслянистость, и способствует снижению активности самана ваты, и поэтому имеет большое значение.

   86-88. Гхи – главное среди побеждающих вату и питтусредств; усваиваясь, оно подвергает их свойства полному изменению. Поэтому его следует назначать после того, как усвоятся усмиряющие (ослабляющие усиление дош) средства.

   Гхрита (гхи) противостоит жару лихорадки, превозмогаетпитту своей прохладой, вату – своей маслянистостью, и побеждает капху, усваиваясь вместе с подходящими (противостоящими капхе) лекарственными средствами. Все описанные ранее кашайя (лекарственные составы) следует назначать, смешав их с гхи в соответствии с усилившимисямала (дошами).

   89. Смешанный с гхи лекарственный отвар трипхала, коры пичуманда, мадхука, двух брихати и масурадала излечивает лихорадку и кашель.

   90-91. Лекарственное гхи, приготовленное вместе с пиппа ли ,индраява, дхавани, (кантакари), тикта, сарива, амалака, билва, муста, хима, палани (траямана), севья, дракша, ативиша, истхира быстро излечивает лихорадки, неустойчивое пищеварение, халимака (продвинутую стадию желтухи), потерю вкуса и аппетита, острое ощущение жжения в плечах, рвоту, боль в боках и голове, а также туберкулёз.

   92. При лихорадке, порожденной павана (ватой) следует назначать таилвака гхрита (см. главу 21/32), удалив из него триврит. При лихорадке, порожденной питтой, следует назначать тиктака гхрита (см. главу 19/2) и вриша гхрита(глава 2/40), приготовленное с паланика.

   93. Гхи, приготовленный с одним пала (каждого) виданга,сауварчала, кавья, патха, вьоша, агни, саиндхава и явашука(ячменных колосьев) в равном количестве (по одному прастха), молока и гхи лечит хроническую лихорадку, порожденнуюкапхой.

   94. Гхи, приготовленный со свежим соком и пастой гудучи, (соком и пастой) трипхала, вриша, мридвика и бала – каждый из этих составов в отдельности – лечит лихорадку.

   95. После того, как лекарственное гхи будет хорошо усвоено, пациенту следует принять одана (блюдо из вареного риса). Силы самих тканей (или тела) достаточно для того, чтобы победить доши, а рис и суп являются наилучшими для придания силы.

   96. Суп из мудга, каравелла и т.п. обычно усмиряет капху ипитту, и потому он не подходит при хронической лихорадке с преобладанием ваты. Это вызывает боль в животе, восходящее движение ваты, запор и обострение лихорадки.

   97-98. Когда все эти методы не преодолели лихорадку, следует назначить шодхана (очистительную терапию); назначать ее можно тем, кому она подходит. Когда доши сосредоточены вамашайя (желудке), следует, как это было описано ранее, назначить вамана (рвоту) – (сильному) пациенту, должным образом поддерживая его силы.

   99-101. При такой лихорадке, когда доши вызрели и покинули (ткани и каналы) и при лихорадке, порожденной ядом или вином, можно (для очищения) назначить модака (пилюли), приготовленные из трипхала, шьяматриврит, пиппали икесара, с добавлением сита и мадху. Можно принять вьошади гхрита (см 2/21 калпастханы) или слизывать, вместе с мёдом игхи, порошок триврита. Пациенту, страдающему от лихорадки, можно также использовать дракша и сок дхатри или дракша,харитаки или арагвадха (каждый по отдельности), вместе с молоком или соком мридвика; или трипхала или трайяманавместе с молоком.

   После очищения кишечника (и терапии рвотой) следует назначить самсарга (режим жидкой диеты), начиная с манда, соблюдая надлежащую последовательность.

   102-104. Если под воздействием лихорадки выделения тела (фекалии, моча и т.п.) выходят постоянно (часто), не следует обращать на это внимания (останавливать лекарственными средствами или диетой), даже если они хорошо переработаны. Если их остановить, они, оставаясь внутри тела, вызовут недомогания в животе. Если количество выделений слишком велико, их следует контролировать назначением пачана(лекарственных средств, способствующих пищеварению). Вредоносное воздействие находящихся в состоянии амы(невызревших) отходов тела было описано в дошапакрамания(13 главе сутрастханы). Тот врач, который не владеет достаточными знаниями о назначении лекарственных средств при амаджвара (лихорадке, сопровождаемой скоплением непереработанных веществ в пищеварительном тракте и расадхату), подобен человеку, дотрагивающемуся до спящей кобры (пробуждая ее).

   105-108. Человеку, ослабленному лихорадкой, не подходят ни рвота, ни очистительная терапии. Если необходимо удалить выделения тела, следует либо пить молоко, либо применитьнируха (лекарственную клизму).

   Человеку, привыкшему пить молоко, у которого значительно ослаблена (или потеряна) шлешман (капха), страдающему от ощущения жжения и жажды и от недомоганий, порожденныхпиттой и анила (ватой), рекомендуется молоко даже в случае проявления поноса. Оно укрепляет тело, ослабленноелангханой (голоданием и иной подобной терапией) так же, как дождевая вода помогает снова вырасти испепеленному пожаром лесу. Молоко быстро излечивает лихорадку.

   Следовательно, пациенту необходимо назначать приготовленное (прокипяченное с надлежащими лекарственными средствами) холодное или теплое молоко, или же молоко, принятое сразу после доения (из-под соска коровы), скрупулёзно учитывая время (время года, период дня и ночи, стадию болезни). В ином случае (назначенное другим способом) молоко убьёт его.

   109-110. Молоко, прокипяченное с шунтхи, кхарджура,мридвика, сахаром и гхи, охлажденное и принятое вместе с мёдом, утолит жажду, облегчит ощущение жжения и лихорадку.

   Молоко, прокипяченное с дракша, бала, яшти , сарива, кана ичандана оказывают такое же воздействие. Такое (молоко) можно несколько раз прокипятить с водой (до четверти его первоначального количества) или прокипятить вместе спиппали, и затем выпить.

   111-113. Если страдающий от лихорадки пациент примет молоко, прокипяченное с лекарственными средствамипанчамула или молоко, прокипяченное с корнями эранда или молодыми плодами билва , у него утихнет кашель, одышка, головная боль, боль в боках и хроническая лихорадка. Если он будет пить молоко прямо из-под соска коровы, он избавится от нарушения выведения фекалий и газов, поноса с кровью и слизью, жажды, боли в животе и напряжения при испражнении.

   114-115. Молоко, приготовленное с (добавлением) шунтхи ,вьягхригокантака и гуда, уменьшает опухоль, лечит нарушения выведения урины, фекалий и газов, лихорадку и кашель; приготовленное с вришчивабилва и варшабху, молоко ослабляет лихорадку и отеки. Приготовленное с экстрактомшимшипа, молоко быстро излечивает лихорадку.

   116-117. Если доши вызрели и сосредоточены в паквашайя(толстом кишечнике) правильно примененная нируха(лекарственная клизма) дарует силу, обостряет пищеварительную деятельность, усмиряет лихорадку, дарует комфорт и желание (пищи, деятельности и т.д.). Срамсана(легкая очистительная терапия) удаляет только сосредоточившихся в паквашайя питту и капхапитту, тогда как басти (терапия клизмой) удаляет все три сосредоточенные в паквашайя мала (доши).

   118. Анувасана (масляная клизма) предписывается (страдающему от лихорадки пациенту), если у него значительно истощены капха и питта, если он ощущает режущую боль в верхней части спины, в середине спины и в области поясницы, а также тому, у кого повышена пищеварительная активность и наблюдается запор.

   119-120. Лихорадку излечивают смешанные вместе и используемые для клизмы листья патола, кора нимбакатука , чатурангула, стхира, бала, гокшура , мадана, ушира и валака, приготовленные в виде лечебного отвара и смешанные с двумя третями молока, а также паста муста, мадана, кришнамадхукаи ватсака (с точным количеством) мёда и гхи.

  Подробнее здесь

   148. Когда все три мала (доши) находятся в одинаковом состоянии усиления, следует усиливать какую-либо из дош или ослаблять ту из них, которая чрезмерно усилилась, или лечить вначале, в предшествующем порядке, капхастхана (местокапхи).

   Комментарий: Здесь объясняются способы лечениясаннипата – одновременного усиления всех трех дош. Усилившиеся доши бывают в трех состояниях: вриддха тама(значительного усиления), вриддха тара (умеренного усиления) и вриддха (слабого усиления). Точно таким же образом и кшайя(ослабление) дош соответствует трем состояниям в точно такой же степени. В зависимости от их состояния, сильно увеличенные доши необходимо снижать соответствующим лечением, а сильно ослабленные доши необходимо усиливать. Когда все доши пребывают в одинаково усиленном состоянии, вначале нужно лечить капху, затем питту, затем – вату. У термина “ стхана ” два значения: 1. Условия или состояние; 2. Место или местопребывание. Применяя второе значение,амашайя (желудок), место пребывания капхи, следует очищать в первую очередь, затем следует очищать места обитания питтыи ваты. Как можно заключить из комментариев к этому тексту, даже среди древних авторов были разные мнения по этому поводу.

 

   177. Ношение могущественных трав и драгоценных камней, (воспевание) благоприятных гимнов, почитание святых, наставников, дважды рожденных (брахманов) и богов, воздействие на ум радующих и удовлетворяющих разум предметов излечивает опасные лихорадки даже тогда, когда они порождены самим Вишну (Всемогущим Господом).

Так заканчивается глава, называемая джвара чикитса, первая глава чикитса стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.


Источник: Аштанга-хридая-самхита


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Древние тексты Аюрведы | Добавил: thai (23.12.2015)
Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: Лихорадка, древние тексты, Аштанга-хридая-самхита
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше

Мы нашли похожие материалы в статьях:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх