скрыть/показать Новости клуба здоровья скрыть/показать
Ульянов Юрий -инструктор тайского йога-массажа

Ведущий: Юрий Ульянов

Индийский целитель Нарая Мурти лечит онкологию 



Видео уроки тайского массажа
Видео уроки по Тайскому
 массажу! 

База знаний

Главная » Статьи » Древние тексты Аюрведы

Аштанга-хридая-самхита. Сезоны года.

Видео


Древние тексты Аюрведы

Сезоны года     

Аштанга-хридая-самхита

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова

Глава 3. Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок)

1. Теперь мы изложим главу Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок) – так сказал Атрея и остальные мудрецы.

   2. Пары месяцев (маса), начиная с месяца магха, образуют шесть риту (сезонов): шишира, васанта, гришма, варша, шаратхима (хеманта). Первые три сезона, начиная с шишира(шишира, васанта и гришма), образуют уттараяну (северное полугодие), которое также называют адана-кала, из-за того что в это время солнце ежедневно уносит силу людей.

   Комментарий. Месяцы и сезоны можно представить следующим образом:

   Пары месяцев

   Сезоны

   магха и пхалгуна

   (от середины января до середины марта)

   шишира риту (холодный сезон с малой влажностью)

   чайтра и вайшакха

   (от середины марта до середины мая)

   васанта риту

   (весенний сезон)

   джьештха и ашадха

   (от середины мая до середины июля)

   гришма риту

   (летний сезон)

   Три риту (сезона), указанные выше, образуют уттараяну (северное полугодие) или аданкалу (период ослабления).

   Пары месяцев

   Сезоны

   шравана и бхадрапада

   (от середины июля до середины сентября)

   варша риту

   (дождливый сезон)

   ашваюджа и картика

   (от середины сентября до середины ноября)

   шарат риту

   (осенний сезон)

   маргаширша и пауша

   (от середины ноября до середины января)

   хеманта риту

   (зимний сезон)

   Три риту (сезона), указанные выше, образуют дакшинаяну (южное полугодие) или висарга-калу (период усиления).

   Следует сказать, что сезоны, описанные в данном трактате, соответствуют лишь географическим и климатическим условиям Юго-Восточной Азии. На Европейском континенте сезоны года сильно отличаются от тропического и экваториального климата и поэтому требуют соответствующей коррекции.

   Весна, как правило, начинается в конце марта – начале апреля и продолжается до периода цветения растений (конец мая – начало июня). Лето – с середины июня до двадцатых чисел августа, осень обычно длится не более 2-х месяцев – сентябрь и октябрь. В ноябре, с первыми заморозками и выпадением снега – следует начало зимы, которая продолжается обычно до последних чисел марта. Поэтому рекомендации, данные в “Аштангахридая самхите”, должны быть адаптированы на европейский континент. Вата-доша доминирует, как правило, в периоды холодной и морозной погоды, либо в периоды сухих и сильных ветров. Питта-доша царствует во время жаркого и, особенно, влажного лета и весны. Капхе соответствует влажная и холодная погода, которая нередко доминирует на севере России и в Приморских зонах почти 5-6 месяцев.

   3. Вследствие природы своего пути солнце и ветер становятся очень сильными и сухими во время этой аяны (уттараяна) и уносят все прохладные свойства земли. Три вкуса – тикта(горький), кашая (вяжущий) и катука (острый) – усиливаются соответственно (в трех соответствующих риту уттараяны), поэтому это полугодие является агнея (преимущественно огненным по природе).

   Комментарий. Тикта (горький вкус) преобладает во время шишира (холодного зимнего сезона), кашая (вяжущий вкус) – во время васанта (весны), а кату (острый вкус) – во время гришма (летом). Следует учитывать данные вкусы (расы) при назначение диеты для пациентов.

   4-6. Три риту, начиная с варша (варша, шарат и хеманта) образуют дакшинаяну (южное полугодие), или висарга-калу – время, когда солнце отдает силу людям. Поскольку луна усиливается, а солнце отдает свою силу в этот период, земля охлаждается, защищаемая от солнечных лучей облаками, дождем и холодным ветром. Три маслянистых вкуса – амла (кислый), лавана (соленый) и мадхура (сладкий) – усиливаются соответственно (в трех соответствующих риту) этого полугодия.

   Комментарий. Вкус амла (кислый) преобладает во время варш а (дождливого сезона), вкус лавана (соленый) преобладает во времяшарат (осеннего сезона), а вкус мадхура (сладкий) – во времяхеманта (зимой).

   7. Во время шитакала (холодный сезон, состоящий из ритухеманта и шишира) сила людей максимальна, а во времявришти и гхарма (дождливый и жаркий сезоны, состоящие изриту варша и гришма) она ничтожна (минимальна). В остальные сезоны она является средней (умеренной).

   8. Во время хеманта люди сильны, в это время становится интенсивным анала (огонь в пищеварительном тракте, то есть пищеварительная деятельность), так как он ограничен (в своем распространении) холодом (в атмосфере). Он начинает переваривать ткани (тела), имея поддержку вайю (доши вата в теле); поэтому во время хеманта (зимой) следует использовать (вещества, имеющие) сладкий, кислый или соленый вкус.

   9-10. Поскольку ночи (в это время) длинны, люди начинают ощущать голод уже (ранним) утром; поэтому после совершения омовения необходимо выполнить действия, входящие в процедуру абхьянга (умащение и омовение тела с головой), используя лечебные масла, ослабляющие дошу вата, затем следует выполнять мурдха-тайлу (окунание головы в лечебные масла), мягкий массаж тела, практиковать борьбу с опытными (борцами) вполовину силы и подвергаться массажу ногами, осуществляемому аккуратно (опытным мастером).

   Комментарий. В этот период времени года закрываются поры тела и уменьшается теплоотдача и потоотделение. Повышается потребность организма в энергии, но при этом существует опасность накопления патологической слизи, ведущей к частым простудным заболеваниям (ОРВИ). Поэтому Вагбхата Муни рекомендует регулярное выполнение динамической гимнастики. Мужчины могут заниматься борьбой или игровыми видами спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.п.). Женщинам рекомендуется усиленно заниматься аэробикой, шейпингом или танцами. Поскольку активизация вата-доши приводит к повышенной сухости кожных покровов, желательно выполнение абхьянги (масляного массажа). Лучше всего использовать кунжутное или оливковое масло. Наиболее оптимально мужчинам наносить масло на области головы, воротниковой зоны, груди, живота, поясницы, коленных суставов и стоп. Женщины могут не применять масло на волосистую часть головы (по крайней мере, выполнять эти рекомендации не чаще одного раза в неделю).

   11-14. После этого масла (покрывающие голову и тело) должны быть удалены омовением вяжущими (отварами, порошками и т.п.) и купанием. Затем следует нанести пасту или порошок кумкума (кешара) и дарпа (кастури), тело должно быть подвергнуто действию воскурений агуру; следует использовать суп со сливочным или топленым маслом, белковые продукты, вино, приготовленное с неочищенным пальмовым сахаром (черной патокой), с плавающей на поверхности сурой, а также суру как таковую; в пищу следует принимать блюда, приготовленные из муки пшеницы и из цельного зерна, продукты из сахарного тростника и из молока, блюда, приготовленные из свежесобранного зерна и растительных масел. Для омовения должна применяться теплая вода; во время сна необходимо использовать толстое одеяло, сделанное из хлопка, кожи, шелка, шерсти или коры деревьев, легкое по весу; следует находиться на солнце и у огня (умеренно); следует постоянно носить обувь.

   Комментарий. Идеальным способом очищения от избытков масла является обтирание тела нутовой или гороховой мукой. Можно использовать пшеничную муку вместе с куркумой в соотношении 1:20. В западных странах в последние десятилетия женщинами принято носить в холодное время года синтетические колготки. Однако, с точки зрения Аюрведы, синтетика вызывает ослабление “нижнего этажа” тела и ведет к различным заболеваниям органов малого таза (почек, толстого кишечника, гинекологии). Поэтому мы настоятельно рекомендуем женщинам, несмотря на современные веяния моды, перейти на использование теплых брюк или шерстяных колготок. Обувь должна быть тоже теплой, ибо стопы человека тесным образом связаны не только с органами малого таза, но и с верхними дыхательными путями.

   15. Женщины с хорошо развитыми бедрами, грудями и ягодицами, соблазнительные и прекрасные, благодаря использованию аромата благовоний и духов, юные, горячие телом и вызывающие симпатию, удаляют холод (своими объятиями и т.д.).

   16. Те, кто проводит это время, пребывая в доме, согреваемый огнем, во внутренних покоях, окруженный людьми, или в подземных покоях, не будет затронут болезнями, связанными с холодом и сухостью.

   17. Во время шишира (холодный сезон с малой влажностью) следует применять тот же распорядок (описанный в предыдущих стихах) более интенсивно, так как в это время холод и сухость усиливаются, будучи свойствами адана-калы(наступающего северного полугодия).

   18-19. Капха, увеличившаяся во время шишира (холодных сезонов), затем разжижается солнечным жаром во время сезона васанта (весной), уменьшает агни (активность пищеварения) и вызывает множество болезней; поэтому ее (капху) необходимо быстро остановить, прибегнув к вызыванию рвоты, терапии через нос и другим видам терапии, а также принимая пищу, которая легко переваривается и является сухой (без влаги и без жира), выполняя физические упражнения, подвергаясь сеансам сухого массажа руками и (умеренно) ногами. Победив (уменьшив) капху, следует принять ванну, умастить тело пастами карпура, чандана , агуру и кумкума , использовать старые зерна ява (ячменя), годхума (пшеницы), кшаудра (мед), следует пить сок манго с ароматическими добавками, пребывать в компании друзей, которой прислуживают возлюбленные (женщины), делая ее еще более приятной нежным ароматом своих тел и красотой своих глаз, подобных лилиям, наслаждаясь напитками и доставляя наслаждение уму и сердцу. Следует использовать неоскверненные напитки, такие как асава (настои, подвергнутые брожению), аришта (отвары, подвергнутые брожению), сидху (сок сахарного тростника, подвергнутый брожению), мардвика (виноградный сок, подвергнутый брожению), мадхава (медвяный напиток, вода с медом), а также воду, кипяченую со шрингавера или сарамбу(экстракт деревьев типа асана, чандана и т.п.), либо воду, смешанную с медом, либо воду, кипяченую с джалада (муста ).

   23-25. Следует проводить день счастливо в компании друзей, наслаждаясь приятными играми и развлечениями, беседами и т.п., в лесах (или парках), когда дует приятный ветерок с юга, со множеством водоемов вокруг, при слабых лучах солнца или их отсутствии, в стране, где изобилуют сверкающие алмазы, где кукушки издают повсюду приятные звуки и наслаждаются любовными играми, где растут разнообразные деревья, покрытые прекрасными и ароматными цветами.

   26. Следует избегать пищи, которая плохо переваривается или является холодной, дневного сна, жирной, кислой и сладкой пищи.

   Комментарий. Во время холодных сезонов закрываются телесные поры, усиливается активность анаболических гормонов и нейропептидов. Поэтому возникает задержка жидкости и повышенное образование слизи, в особенности если человек в это время употребляет много продуктов, имеющих высокий гликемический индекс (сахар, рафинированная пшеничная мука, картофель, кукурузные изделия, бананы, полированный рис и другие). Весной, когда организм подвергается воздействию теплых лучей Солнца, слизь приходит в движение и, как правило, начинает выходить через верхние дыхательные пути. Поэтому в этот сезон года возможны различного рода простудные заболевания. С точки зрения Аюрведы, вирусы и бактерии не являются причиной болезней. Они лишь катализаторы этих патологических процессов. Например, когда у нас повышается температура, появляется насморк и кашель, патологическая слизь либо “сжигается”, либо выводится из тела. Поэтому Вагбхата рекомендует не подавлять эти процессы, а наоборот, активизировать. Для этих целей применяется вамана-дхоути (лечебная рвота): для этого на растущей Луне в период с 7.00 до 11.00 человек должен выпить 2-3 стакана воды или отвара корня аира с солодкой и имбирем, для тех, у кого слабый рвотный рефлекс (корень аира – пол чайной ложки, корень солодки – одна чайная ложка, четверть чайной ложки имбиря и пол-литра крутого кипятка; варить на малом огне 15 минут; накрыть крышкой и оставить до снижения температуры до 30-35 градусов). Затем, выпив воду или отвар трав, следует 2 раза подряд вызвать рвоту. Вамана-дхоути не рекомендуется выполнять чаще 2-3-х раз в неделю, так как это нарушает рефлекторный механизм уддана-ваты. Другим способом удаления патологической слизи, особенно для людей, страдающих хроническими гайморитами и синуситами, является нетти-крия. Нетти-крия – это промывание носовых ходов соленой водой. Лучше всего для этого использовать следующий состав: на стакан воды комнатной температуры добавляется 12 капель настойки эвкалипта, 0,5 чайной ложки морской соли, 6 капель настойки календулы, 8 капель настойки эхинацеи. Затем, используя маленький заварочный чайник и предварительно закапав в нос 1-3 капли оливкового масла, медленно вливается указанный состав, не более 20-30 мл, и выплевывается через рот. Такую очистительную процедуру следует выполнять утром после сна на растущей Луне ежедневно. Кроме этого, Вабгхата Муни рекомендует регулярное добавление в напитки меда, а в северных регионах мы также советуем чаще использовать имбирь (добавлять его в небольших количествах в напитки и пищу), умеренно употреблять травяные бальзамы на спирту и иметь достаточно интенсивные физические нагрузки или выполнять упражнения до сильного пота. По прежнему остается очень эффективной парная баня или сауна.

   27. Во время гришма (летом) солнечные лучи становятся интенсивными, (солнце светит) ежедневно и кажется разрушительным (для всего). Шлешман (капха) уменьшается день ото дня, а вайю (вата) соответственно увеличивается; поэтому в сезон гришма следует избегать пищи соленой, острой и кислой (на вкус), а также физических упражнений и пребывания на открытом солнце.

   28. Следует принимать пищу, которая является сладкой, легко перевариваемой, жирной, холодной и жидкой; следует принимать зерновую муку (рисовую и т.п.) с очень холодной водой и сахаром после омовения в холодной воде.

   29. Не следует принимать мадья (вино); в случае крайней необходимости можно принимать очень малое количество вина или вино, разведенное большим количеством воды. При принятии вина (в больших дозах) оно вызовет истощение, слабость, ощущение жжения и помутнение рассудка.

   30-32. Следует вкушать (вареный) рис, белый, как цветок кундаили луна, вместе молочными продуктами или другой белковой пищей. Следует использовать в качестве напитков расала(кислое молоко, смешанное с толченым перцем и тростниковым сахаром), рага (сладкую, кислую и соленую патоку) и кхандав а (патоку, имеющую все вкусы, приготовленную из многих веществ), панака панчасара (патоку, приготовленную из дракша, мадхукакхарджура, кашмарья и фруктов парушака, все в равных пропорциях, охлажденные, с добавлением порошковпатра, твак, эла и т.д.). Они должны быть проквашены (ферментизированы) и сохраняемы в глиняном горшке, с листьями платана и кокосового дерева. Их следует пить из глиняных кувшинов (горшков) или раковин; для питья следует также использовать холодную воду, которая хранится в глиняном горшке с цветами патала и карпура.

   33. Ночью следует вкушать пищу, называемую шашанка кирана (полое пальцеобразное поджаренное печенье из зерновой муки); пить следует молоко буйволицы с добавлением тростникового сахара, охлажденное лунным и звездным светом.

   34-36. День следует проводить в лесах с высокими деревьями, достигающими небес, таких как шалатала и т.п., защищающими от палящих солнечных лучей, или в домах, над которыми нависают ветви с цветами и гроздья винограда. (Для освежения воздуха) следует размещать полосы ткани, смоченные сладкой ароматизированной водой, среди свисающих букетов нежных листьев и фруктов кута (манго). Спать следует на мягкой постели, устланной лепестками цветовкадали, калхара, мринала и т.п., с распустившимися бутонами, развешенными повсюду; или же следует пребывать весь день в доме, который охлаждается фонтанами воды, ароматизированной ушира, истекающей из прекрасных грудей, рук и ртов (статуй), избегая, таким образом, солнечного жара.

   37-41. Ночью человек должен спать на террасе, залитой лунным светом. Изнеможение (вследствие дневного жара) человека, ум которого приведен в равновесие, смягчит умащение тела пастой чандана, ношение гирлянд, сексуальное воздержание, облачение в очень легкие и тонкие одежды, а также овеивание опахалами, изготовленными из листьев талаили больших увлажненных листьев падмини (лилий); мягкое обрызгивание холодной водой, гирлянды из цветов карпура, маллика, жемчуг и бусинки харичандана (белой сандаловой пасты), приятные голоса детей, птиц шарика и шука (попугаев) и находящиеся поблизости прекрасные женщины, носящие браслеты из мягких стеблей лотоса, с бутонами лотоса в волосах.

   Комментарий. Рекомендации, даваемые Вагбхата Муни, направлены на уменьшение катаболических процессов – снижение уровня адреналина, глюкагона, тироксина и других гормонов и биологически активных веществ, вызывающих ассимиляцию тканей. В жаркие сезоны года усиливается активность катаболических гормонов и нейропетидов, повышается потоотделение и теплоотдача и ускоряется процесс распада гликогена, что приводит к физиологической гипергликемии (насыщение крови глюкозой) и распаду жиров, что приводит к насыщению плазмы крови холестрином. Это повышает вероятность развития атеросклероза. Кроме того, ама приходит в активность и начинает интенсивно проникать в кровь. Поэтому Вагбхата дает целый ряд рекомендаций, нейтрализующих эти патологические процессы.

   42-44. Во время варша (дождливого сезона) агни(пищеварительная деятельность), и без того угнетенная в людях, ослабленных сезоном аданкала (летом), еще более уменьшается и ухудшается дошами. Они (доши) ухудшаются (под воздействием) нависающих густых облаков, полных воды, порывов холодного ветра со снегом; вода становится грязной из-за дождя, тепла земли и кислоты, и скудная сила пищеварительной деятельности дош начинает нарушаться (и вызывает множество болезней). Поэтому необходимо использовать все обычные методы (смягчающие доши) и средства усиления пищеварительной деятельности.

   45-46. Подвергнувшемуся очистительной терапии (вамана,виречана) человеку должна быть произведена астапана(процедура лечебной клизмы). Он должен употреблять в пищу старые зерна, суп из бобовых, вино, приготовленное из винограда, ферментизированное старыми целебными настоями или масту (сывороткой, творожной пахтой), изготовленной с добавлением суварчала или порошка панчакола. Для питья следует использовать хорошо прокипяченную дождевую воду или воду из глубоких колодцев. В те дни, когда солнца нет вовсе, пища должна быть преимущественно кислой, соленой и жирной, сухой, с добавлением меда, и легко усваиваемой.

   47. Люди не должны ходить пешком (следует использовать только транспорт), следует умащать себя духами, пропитывать одежды благовонными парами, пребывать на верхних этажах дома, где нет жары, холода и снега.

   48. Следует избегать речной воды, удамантха (напитка из зерновой муки, смешанной с гхи), сна в дневное время, излишнего напряжения и нахождения на солнце.

   49. Когда люди, привыкшие к холоду варши (дождливого сезона), внезапно оказываются в теплых лучах солнца, питта, возросшая в их телах во время варша (дождливого сезона), значительно ухудшается (усиливается) во время шарат (осени). Для преодоления этого следует использовать тикта гхрита(медицинский рецепт гхи, который дан в описании лечениякуштхи в главе 19 трактата Чикитса стхана), очистительную терапию и кровопускание.

   50. Когда человек (очень) голоден, он должен принимать пищу с горьким, сладким и вяжущим вкусами, легко перевариваемую, такую как шали (рис), мудга (зеленый горошек), сита(тростниковый сахар или фруктоза), дхатри (амалака), патола,мадху (мед).

   Комментарий. Сезон дождей, который продолжается в Юго-Восточной Азии в течение июля-сентября, сильно отличается от Европейского континента, где он приходится на октябрь-ноябрь. Поэтому рекомендации Вагбхата Муни следует перенести на осень.

   51-52. Вода, на протяжении долгих дней нагреваемая палящими солнечными лучами днем и охлаждаемая холодными лучами луны ночью, очищенная (от ядов) восходом звезды Агастейя, чистая, незагрязненная и способная смягчить влияниемала (дош), называется хамсодака. Такая вода, которая не является абхишьянди (вызывающей чрезмерные выделения и влагу в мелких каналах, таким образом, закупоривая их) или сухой (порождающей сухость, из-за недостаточного создания влаги в каналах) – эта вода подобна амрите (нектару) и может использоваться для питья и других целей.

   53. Вечер следует проводить на террасе белого (выкрашенного) дома, умастив тело пастой чанданаушира икарпура, облачившись в гирлянды из жемчуга и наслаждаясь лунным светом.

   54. Не следует (в это время года) подвергаться пагубному действию снега (или тумана), избыточно принимать ощелачивающие вещества, насыщаться изобильной пищей, употреблять дадхи (творог), тайла (масло), долго находиться под Солнцем, употреблять крепкие спиртные напитки, спать днем и пребывать на восточном ветру.

   55-56. Во время шита (х еманта и шишира – зимний и влажный сезоны) и варша (дождливый сезон) особенно рекомендуется использовать первые три раса (сладкий, кислый и соленый вкусы); последние три раса (горький, острый и вяжущий вкус) – во время васанта (весеннего сезона), сваду(сладкий) во время нидагха (летом); и сваду, тикта и кашайя(сладкий, горький и вяжущий) использовать во время шарат(осени). Пища и напитки должны быть сухими (невлажными и нежирными) во время шарат и васанта (осенью и весной), и холодными во время гхарма (летом) и гхананта (в конце сезона дождей), и напротив (т.е. горячими) в другие (времена года).

   57. Привычка каждый день использовать все шесть вкусов идеальна для цели поддержания здоровья, за исключением особых сезонов, когда следует в большей мере использовать специальные вкусы, более им соответствующие.

   58. Семь дней в начале и в конце каждого риту (сезона) называются ритусандхи (межсезонный период). В это время распорядок предыдущего сезона следует постепенно отменять и принимать (постепенно) режим наступающего; внезапная отмена или внезапный переход к новому вызывает болезни в силу асатмия (отсутствия привычки).

Так заканчивается глава, называемая Ритучарья, третья глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.


Источник: Аштанга-хридая-самхита


 Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей

 

Категория: Древние тексты Аюрведы | Добавил: thai (23.12.2015)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: Аштанга-хридая-самхита, Сезоны года
Видео уроки тайского массажа
Узнать больше

Мы нашли похожие материалы в статьях:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Каталог
Аюрведический справочник заболеваний [111]
Аюрведическое Питание [23]
Принципы Аюрведы [18]
Принципы Йога [13]
Асаны, мудры и пранаяма в Йоге [46]
Йога-Сутры Патанджали [12]
Сукшма Вьяяма Йога [29]
Тайский массаж [8]
Лечебные травы [69]
Полезно знать [22]
Ведическая архитектура (Васту Шастра) [5]
Славянские знания [15]
Анатомия и физиология человека [5]
Гармоничные Отношения [5]
Сыроедческие рецепты [19]
Очищение [1]
Древние тексты Аюрведы [16]

Что необходимо знать прежде чем заниматься Йогой. Самые читаемые статьи


Клуб здоровья Aum108.ru © 2008-2015

наверх