Лечение кашеляЧасть 2 91-93. При вызванной совместно усилившимися ватой ипиттой режущей боли во всем теле, следует прибегнуть кабхьянга (масляному массажу) с гхрита (лекарственным гхи). Когда недомогание вызвано матаришва (ватой), массаж следует делать с тайла (лекарственным растительным маслом), излечивающим болезни анилы (ваты). Когда боль проявляется в области сердца и в боках, следует (в виде масляной терапии) пить гхи, приготовленный с лекарственными средствами дживанья гана или прибегнуть к иному лечению, которое излечивает болезни, порожденные ватой, но не противостоит питте и ракте. |
Лечение кашеляГлава 3. Каса чикитса (лечение кашля) Теперь мы изложим главу каса чикитса – лечение кашля,– так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1-2. При лечении кашля, порожденного одной только ватой, следует вначале использовать жирные вещества (лекарственное масло или гхи), приготовленные из маслянистых и противостоящих вате лекарственных средств, питье жидкого зернового отвара, супа и т.п., сладости, благовония, масляный массаж, потоотделение, обливание тела теплым лекарственным отваром, погружение тела в воду и терапию клизмой (в том случае, если нарушен выход фекалий и газов). Когда вата соединена с питтой, кашель (следует лечить) назначая (после переваривания пищи) лекарственныйгхи и молоко; когда вата соединена с капхой (его следует лечить) назначая жирные (смазывающие) очищающие средства. |
ЛихорадкаАштанга-хридая-самхита Раздел 4. Чикитса стхана Глава 1. Джвара чикитса (лечение лихорадок)Теперь мы изложим главу джвара чикитса – лечение лихорадок,– так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1-2. Остающиеся (сосредоточенные) в амашайя (желудке)доши разрушают огонь (пищеварительной деятельности), становятся сама (смешанными с не переработанными материалами), закупоривают каналы (раса дхату) и вызывают лихорадку. Поэтому при проявлении предвещающих болезнь симптомов либо в начальной стадии лихорадки следует назначить лангхана (пост или лечебное голодание), которое своим воздействием сберегает силы (тела). Здоровье человека зависит от его силы, и целью лечения является поддержание здоровья. |
Диагностика болезнейАштанга-хридая-самхита Глава 1. Сарварога ниданам (диагностика болезней в целом) Теперь мы изложим главу Сарварога ниданам – способы диагностики болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1. Рога, папма, джвара вьядхи, викара, духкха, амайя, якшма, атанка, гада и абадха – все эти названия обозначают болезнь (являются синонимами). Комментарий: Каждый из этих терминов обозначает какой-либо аспект болезни. Болезни, именуемые “рога”, носят это имя из-за вызываемой ими боли; именуемые “папма” – из-за того, что порождены греховными действиями; болезни, именуемые “джвара” – из-за причиняемых страданий, “вьядхи” – из-за того, что вызывает различные нарушения, болезни “ духкха ” – из-за того, что они вызваны различными видами несчастий, “ амайя ” |
Дурные признакиАштанга-хридая-самхита Глава 5. Викрити виджнания (знание дурных прогностических признаков) Теперь мы изложим главу называемую Викрити виджнания – знание о таких нарушениях, как дурные прогностические признаки,- так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1. Как цветочная завязь, дым и скопление облаков предвещают будущее появление соответственно плода, огня и дождя, так и ришта является ясным знаком приближающейся смерти (смертельным признаком). |
Качество пищи и вкусАштанга-хридая-самхита Глава 9. Дравьяди вигьяния – знание о веществах Теперь мы изложим главу Дравьяди вигьяния – знание о веществах – так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1-2. Дравья (вещество) является главным (наиважнейшим) среди раса (вкусов) и других (свойств); поскольку в нем (веществе) заключаются все (свойства). Оно (вещество) является панчабхутатмака (состоящим или рожденным из пяти элементов). Его основанием (массой или опорой) являетсякшима (притхви бхута) (земля), оно исходит из амбу (ап бхута) (воды), агни (теджас бхута) (огня), павана (вайю бхута) (воздуха) и набхас (акаша бхута) (пространства), причем их неделимое сочетание определяет структуру и свойства (всякого вещества). Суть всякого вещества и его обозначение происходят от преобладания (господства присутствующего в них бхута). |
Количество пищиАштанга-хридая-самхита Теперь мы изложим главу Матрашитья адхьяя (определение надлежащего количества пищи) – так сказал Атрея и остальные мудрецы. |
ЖидкостиГлава 5. Дравадравья виджнания (знание о жидких веществах) Теперь мы изложим главу Дравадравья виджнания – знание о жидких веществах; так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1-2. Освежающая, насыщающая, поддерживающая жизненный тонус, очищающая, обостряющая мышление; не имеющая вкуса, слегка сладкая, прохладная, легкая для усвоения, подобная нектару по свойствам и воздействию – такими качествами обладает гангамбу (дождевая вода). Дождевая вода изливается с неба, впитывая солнечный свет, лунные лучи и ветер. Хорошая она или дурная зависит, главным образом, от местности и времени года. Лишь та дождевая вода, которая делает сваренный в ней и выложенный на чистую серебряную тарелку рис не чрезмерно влажным и не меняет его цвета, считается годной для питья. |
Аштанга-хридая-самхита Перевод Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова Глава 3. Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок) 1. Теперь мы изложим главу Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок) – так сказал Атрея и остальные мудрецы. 2. Пары месяцев (маса), начиная с месяца магха, образуют шесть риту (сезонов): шишира, васанта, гришма, варша, шарат, хима (хеманта). Первые три сезона, начиная с шишира(шишира, васанта и гришма), образуют уттараяну (северное полугодие), которое также называют адана-кала, из-за того что в это время солнце ежедневно уносит силу людей. Комментарий. Месяцы и сезоны можно представить следующим образом: |
Аштанга-хридая-самхита Перевод М.Е. Момота, Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова Глава 2. Диначарья Адхьяя (распорядок дня) Теперь мы изложим главу Диначарьяя Адхьяя (распорядок дня) – так говорили Атрея и остальные мудрецы. 1. Здоровый человек должен (вставать с постели) во времябрахма-мухурта, чтобы защитить свою жизнь. Комментарий. Мистерия человеческой жизни проигрывается каждые сутки. Пробуждение олицетворяет рождение, утро – детство и юность, полдень – молодость, дневные часы – зрелость, вечер – старость, а погружение в сон – смерть. Поэтому циркадные (суточные) ритмы символически связаны с различными этапами жизни, и пренебрегать ими не следует. Каждый промежуток дня связан с доминирующим влиянием одной из гун природы (саттвы, раджаса или тамаса). Если человек привык плыть по течению, не задумываясь над происходящим вокруг и не занимаясь духовными практиками, то скорее всего он будет оказываться в самых нежелательных состояниях сознания. |